Возраст: средняя группа.
Цель:
— обобщение и систематизация знаний детей о зиме;
— овладение детьми действием замещения.
Программные задачи:
— закрепить представления детей о времени года – зима, его отличительных признаках и особенностях;
— развивать умение рассуждать, доказывать, работать в паре;
— воспитывать любовь к природе.
Материал.
Демонстрационный:
— круговая диаграмма смены времен года;
— знаки (условные изображения зимних явлений);
— картины с изображением зимних явлений (сугробы, метель, спячка, снег и т.п.).
Раздаточный:
-комплект карточек с условными изображениями зимних явлений.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям стать в круг. Затем обращает внимание на погоду за окном, на настроение детей.
(Внезапно раздается стук в дверь)
Воспитатель.
Подождите, пожалуйста, я посмотрю кто это к нам пришел.
(Воспитатель выходит за дверь, а в группу входит Почемучка (второй воспитатель))
Почемучка.
Здравствуйте, дети. А почему вы здесь сегодня собрались? А что это у вас такое интересное? Ой, а эта штуковина почему здесь стоит?…Ой, по-моему, я что-то забыла?! А-а-а, я же забыла представиться – меня зовут Почемучка.
У вас здесь столько всего интересного и непонятного. Вы мне поможете со всем этим разобраться?
(Ответы детей)
Почемучка.
Ну, тогда расскажите мне, что это за круг такой разноцветный (указывает на круговую диаграмму времен года).
(ответы детей)
Заостряет внимание на белом секторе диаграммы.
Почемучка.
Мне все понятно про ваш волшебный круг, но вот совсем не понятно, что это за значки нарисованы на «зимней» части круга.
(дети рассказывают о каждом знаке)
Почемучка.
Ну, теперь мне понятно – вы этими знаками обозначаете признаки зимы.
А вы знаете, какое сейчас время года?
(ответы детей)
Какая бывает погода зимой?
(ответы детей)
А что происходит с растениями и животными зимой?
(ответы детей)
А вы знаете, как можно зимой на улице повеселиться?
(ответы детей)
А вы гулять любите?
(ответы детей)
Я тоже люблю гулять. Сегодня у нас с вами будет необычная прогулка. Встаньте парами. Я каждой паре дам условный знак. Под музыку мы будем гулять, а по окончании музыки вам надо будет встать к той картинке, про которую у вас знак.
(Проводится физминутка в форме малоподвижной игры)
Почемучка.
А играть в лото вы любите?
(ответы детей)
Ну, тогда давайте поиграем. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а кто отгадает про какой знак эта загадка, будет выкладывать его в центр стола.
(Проводится игра-лото)
Загадки к условным знакам.
ЗНАК | ЗАГАДКА |
Лед | Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. |
Метель | Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. |
Сугроб | Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла, Но от весеннего тепла, Скала осела, потекла. |
Снег | Бел, да не сахар.
Ног нет, да идет. |
Елка | Что летом, что зимой
В рубашке одной. |
Лиственные деревья | Летом в шубе,
А зимой голое. |
Кормушка | В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для друзей. |
Медведь в берлоге | Летом бродит без дороги
Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. |
Почемучка.
Ой, как мне понравилось у вас. Вы столько знаете о зиме, мне рассказали. А можно я тоже вам расскажу, что запомнила. А если я что-то забуду, вы мне подскажете?
Итог.
Почемучка рассказывает что означает каждый знак, в некоторых ошибается, дети его поправляют. В конце спрашивает у детей разрешение остаться поиграть с ними и просит их рассказать, что еще интересного есть. Уводит детей.