Программа развития МДОУ.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МДОУ  «ЦРР — д/с №49

«Аленький цветочек» г. Невинномысска

Наименование программы: Программа развития МДОУ «ЦРР — д/с №49 «Аленький цветочек»
г. Невинномысска

 

Заказчик программы: МДОУ «ЦРР — д/с №49 «Аленький цветочек»
г. Невинномысска

 

Разработчики программы: Козырева И.А. – заведующая МДОУ, Тишина С.С. – зам. зав. МДОУ

 

Исполнители программы: Козырева И.А. – заведующая МДОУ, Тишина С.С. – зам. зав. МДОУ, воспитатели МДОУ

Назначение Программы: Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития учреждения на основе анализа работы за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.

Программа развития МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек»
г. Невинномысска на 2011-2016гг. является управленческим документом.

Проблемы, положенные в основу Программы развития:

1. Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются:

·                формирование российской идентичности;

·                создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России;

·                понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования;

·                становление открытой, гибкой и доступной системы образования;

2. Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования.

3. Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей через общественно — государственные формы управления.

4. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.

5. Необходимость совершенствования сферы дополнительных образовательных услуг.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

·                ФЗ «Об образовании» с учетом изменений, внесенных ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 г;

·                Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 № пр-271;

·                План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 150–р;

·                Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования № 655 от 23.11 2009.

·                Устав МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек»
г. Невинномысска

 

 

Основные цели:

·                Создание в МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

·                Создание в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное  разностороннее развитие каждого ребёнка, формирование у него универсальных способностей до уровня, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям, требованиям социального заказа государства и семьи.

·                Повышение качества образования и воспитания в через совершенствование социо-культурной развивающей среды, внедрение современных педагогических технологий.

 

Задачи программы:

·                Повышение конкурентоспособности учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, услуг.

·                Модернизация системы управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития. Совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий обучения и воспитания детей.

·                Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности.

·                Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения.

·                Использование стимулирующего вознаграждения педагогам за качество и результативность работы.

·                Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.

·                Совершенствование материально-технического обеспечения.

·                Повышение качества работы с родителями воспитанников. Содействие повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста, вовлечение родителей в процесс управления учреждением.

·                Введение дополнительного образования (в том числе на платной основе), как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников.

·                Оптимизация деятельности ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.

·                Внедрение проекта образовательной программы в практику.Анализ результатов апробации и внесение корректив в образовательную программу с их последующей апробацией.

 

 

Ожидаемые результаты:

1. Высокая конкурентоспособность детского сада в образовательной среде, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольникам с разным уровнем физического и психического развития.

2. Высокий процент выпускников подготовительных к школе групп успешно прошедших обучение в первом классе школы.

3. Повышение эффективности оздоровления воспитанников, благодаря реализации комплексной оздоровительной программы и совершенствования двигательных навыков.

4. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг (до 2-4 новых дополнительных образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста, в том числе на платной основе).

5. Реализация информационно — коммуникационных технологий в образовательной, просветительской и консультативной деятельности.

6. Оптимизация функционирования экономической модели учреждения за счет повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств (рост доли доходов от оказания платных дополнительных образовательных услуг).

7. Стабильное функционирование учреждения в условиях осуществления новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

8. Стабильность педагогического состава. Обеспечение 100% укомплектованности штатов.

9. Достижение такого уровня профессиональной компетентности персонала учреждения, который позволит осуществлять квалифицированное психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

10. Повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ.

 

Объемы и источники финансирования:

·                рациональное использование бюджета и внебюджетных средств;

 

Сроки и этапы реализации программы:2011-2016 гг.

1 этап – сбор и систематизация данных, разработка программы

2 этап – реализация программных мероприятий

 

Система управления и контроля за выполнением программы: администрация МБДОУ осуществляет организацию и контроль выполнения программных мероприятий

 

Общие сведения о МДОУ

 

Детский сад № 49 г. Невинномысска был открыт 22 апреля 1980 года. В 2000 г детский сад прошел государственную аттестацию и аккредитацию и был признан, как детский сад 1-й категории, и переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 49 «Аленький цветочек» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников города Невинномысска. В 2006 году МДОУ прошло государственную аккредитацию, по результатам которой сохранило свой статус. В 2009 году в связи с изменениями в типовом положении о дошкольном учреждении детский сад изменил название на муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 49 «Аленький цветочек» города Невинномысска.

МДОУ – отдельно стоящее здание, построенное по типовому проекту, рассчитанному на 12 групп. В 1995 году произошла реконструкция, на основании которой в МДОУ были закрыты 2 группы, за счет которых открылись дополнительные кабинеты для занятий с детьми. В 2009 году из-за увеличения количества детей поступающих в дошкольные учреждения, вновь была проведена реконструкция здания и восстановлено функционирование одной из ранее закрытых групп. Теперь в МДОУ функционирует 11 групп. Имеются все необходимые коммуникации – центральное отопление, канализация, горячее и холодное водоснабжение. В ближайшем окружении находятся МОУ СОШ № 1 и  МОУ ДОД «СЮН» (станция юных натуралистов). На территории МДОУ расположены спортивная площадка, участки групп, оснащенные навесами и с хорошим озеленением.

В МДОУ имеется физкультурный, музыкальный, методический кабинет, кабинеты изодеятельности и конструирования, а также кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога, медицинский блок (кабинет медработника, физиокабинет, процедурный кабинет.

Анализ кадрового обеспечения показал, что МДОУ укомплектовано кадрами полностью. В штатное расписание включены заведующая, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, учебно-вспомогательный персонал.

 

Качественные изменения состава педагогических кадров за последние 3 г.

Показатели

2007-2008 уч. год

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

С высшим образованием (чел./%)

11/41%

11/42%

11/41%

С незаконченным высшим образованием (чел./%)

2/8%

2/7%

С высшей категорией (чел./%)

13/48%

12/46%

11/41%

С первой категорией (чел./%)

9/33%

6/23%

7/26%

С второй категорией (чел./%)

5/19%

4/15%

7/26%

Всего педагогов с категориями (чел./%)

27/100%

22/85%

25/93%

Руководитель ДОУ (образование, категория)

Высшее/ высшая

Высшее/ высшая

Высшее/ высшая

Педагоги-специалисты (чел./ специализация)

2-Муз.рук.

1- Пед.-психолог

1-учитель-логопед

2-Муз.рук.

1- Пед.-психолог

1-учитель-логопед

1-Муз.рук.

1-Пед.-психолог

1-учитель-логопед

 

 

 

 

Контингент детей посещающих МДОУ

 

В МДОУ функционирует 11 групп для детей дошкольного возраста:

группы для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет);

группы для детей от 3 до 4 лет;

группы для детей среднего возраста (с 4 до 5 лет);

старшая группа (с 5 до 6 лет);

подготовительные к школе группы для детей от 6 до 7 лет.

Наименование групп

Количество соответствующих групп/

списочный состав

2007-2008

уч. год

2008-2009 уч. год

2009-2010

уч. год

Группы раннего возраста (с 2 до 3 лет)

38

42

57

Младшие группы (с3 до 4 лет)

40

39

39

Средние группы (с 4 до 5 лет)

40

37

38

Старшие группы (с 5 до 6 лет)

37

38

40

Подготовительные группы (с 6 до 7 лет)

35

35

27

ИТОГО

190

191

201

 

Анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников.

Результаты исследования социального статуса семей за 2007-2010 годы;

 

2007-2008

уч. год

2008-2009

уч. год

2009-2010

уч. год

Всего

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Семья

190

100

191

100

201

100

Полная

132

69

132

69

151

75

Неполная

58

31

59

31

50

25

Социальный статус

350

100

351

100

352

100

Рабочие

129

37

129

37

170

48

Служащие

146

42

147

42

131

37

Предприниматели

30

33

30

33

38

11

Неработающие

45

13

45

13

13

4

Образование

350

100

351

100

352

100

Высшее

116

33

117

33

111

32

Среднее специальное

141

40

141

40

134

38

Среднее

93

27

93

27

107

30

Национальность

350

100

351

100

352

100

Русские

337

96,3

338

96,3

331

94

Армяне

4

1

4

1

6

2

Даргинцы

2

0,6

2

0,6

3

0,8

Татары

2

0,6

2

0,6

3

0,8

Табасараны

2

0,6

2

0,6

2

0,6

Вьетнамцы

2

0,6

2

0,6

2

0,6

Болгары

1

0,3

1

0,3

1

0,3

Белорусы

 

 

 

 

1

0,3

Лезгины

 

 

 

 

1

0,3

Украинцы

 

 

 

 

1

0,3

Азербайджанцы

 

 

 

 

1

0,3

 

 

В целом для основного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию, большое желание дать ребенку хорошее образование.

Большое внимание в МДОУ уделяется изучению образовательных потребностей родителей. Исходя из имеющихся данных, можно уверенно сказать, что перечень дополнительных платных образовательных услуг предлагаемый нашим детским садом соответствует запросам родителей.

Результаты анкетирования по проблеме удовлетворенности родителей деятельностью МДОУ свидетельствуют о следующем:

 

Уровень удовлетворенности деятельностью ДОУ

2007-2008

уч. год

2008-2009

уч. год

2009-2010

уч. год

Всего опрошено

122

190

192

Кол-во незаполненных анкет

30/5%

30/2%

0/0%

Кол-во ответов «ДА»

90%

95%

95

Кол-во ответов «НЕТ»

2%

1%

5%

Кол-во ответов «НЕ ЗНАЮ»

3%

2%

0%

— 95% родителей удовлетворены деятельностью МДОУ (дети с удовольствием посещают детский сад, приходят домой с хорошим настроением).

— 2% опрошенных родителей не знают о том, чем занимаются педагоги в МДОУ.

— 3% опрошенных неудовлетворенны или частично удовлетворены работой ДОУ

Результату анкетирования показали, что необходимо как можно больше привлекать родителей к жизни детей в МДОУ. В связи с этим в будущем планируется построить работу с родителями таким образом, чтобы они были активными участниками всех мероприятий проводимых в МДОУ, интересовались успехами детей, стремились оказать помощь МДОУ в создании для этого условий.

До 2010 года педагогический коллектив МДОУ осуществлял воспитательно-образовательную деятельность с учетом передовых педагогических технологий. Воспитатели первых младших групп работали по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, а в остальных группах, начиная со второй младшей – по программе «Развитие» Л.А. Венгера. С 2010 года начался переходный период связанный с введением новых образовательных стандартов к структуре образовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.

С 1996 в МДОУ года организованны и оказываются дополнительные платные образовательные услуги:

— хореография (программа «Путешествие в страну «Хореография», автор
А.А. Матяшина, центр личностного роста д/с №1952 г. Москва);

— театральная студия — программа «Волшебный мир театра», автор
С.И. Мерзлякова, консультант лаборатории дошкольного воспитания МИПКРО.

Дополнительно в МДОУ организована работа кружков по интересам для детей всех возрастных групп:

·                    «Ладья» — шахматный кружок,

·                    «Ладушки» — кружок музыкального творчества,

·                    «Радуга» — кружок экологической направленности,

·                    «Каля–маля» – кружок изобразительного творчества (рисование),

·                    «Я и мое тело» — валеологический кружок,

·                    «Умелые ручки» — кружок изобразительного творчества (работа с бумагой, бросовым материалом, тканью),

·                    «Лотос» — хатха–йога кружок физкультурной направленности,

·                    «Теремок» — театральный кружок.

Результатом осуществления воспитательно-образовательной работы является качественная подготовка детей к обучению в школе. Выпускники МДОУ поступают в массовые школы, и успешно проходят отбор при поступлении в гимназии № 6 и № 10. По результатам индивидуальных бесед с родителями и педагогами школ № 1, 17 выявлено, что у выпускников нашего МДОУ уровень подготовки соответствует требованиям предъявляемый к дошкольникам (подготовка воспитанников оценивается учителями как хорошая), дети хорошо адаптируются к школе, успешно осваивают школьную программу, родители выпускников так же удовлетворены уровнем подготовки детей к школе.

Положительный результат в работе с детьми обусловлен стилем общения воспитателя с детьми. При взаимодействии выбирается демократический стиль общения. Обучение и воспитание по развитию творческих способностей детей осуществляется на музыкальных занятиях и кружках по интересам. Наши дети являются постояннымиучастниками городских конкурсов юных талантов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение МДОУ позволяет решать воспитательно-образовательные задачи. Структура предметно развивающей среды, наряду с групповыми комнатами включает специализированные помещения, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.

 

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Кабинет заведующей

·          Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями

·          Просветительная, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей с проблемами в развитии

·          Заключение договоров с родителями

 

·Библиотека периодических изданий

·Личные дела детей

·Личные дела сотрудников

·Видеодвойка

·Телевизор, DVD плейер ВВК записывающий

·Видеокамера

 

Методический кабинет

·           Осуществление методической помощи педагогам

·           Организация консультаций, семинаров, педсоветов

·          Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития

· Библиотека педагогической и методической литературы

· Библиотека периодических изданий

· Пособия для занятий

· Опыт работы педагогов

· Видеотека

· Материалы консультаций, семинаров, семинаров-практикумов

· Иллюстративный материал

· Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми

·Компьютер

·Цифровой фотоаппарат

Медицинский кабинет

·          Осмотр детей

·          Консультации медсестры, врача

·          Консультативно-просветительская работа с родителями

 

 

·Кабинет врача, старшей медсестры

·Процедурная

·Изолятор

 

Кабинет психолога

·          Психолого-педагогическая диагностика

·           Коррекционная работа с детьми

·           Индивидуальные консультации

 

 

·Стол и стулья для детей

·Шкаф для методической литературы, пособий

·Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей

·Развивающие игры

Кабинет логопеда

·            Занятия по коррекции речи

·            Консультативная работа с родителями и педагогами по коррекции речи

 

·настенное зеркало

·Стол и стулья для логопеда и детей

·Шкаф для методической литературы, пособий

·Индивидуальные зеркала для детей

Кабинет по изобразительной

деятельности

·          Занятия по изодеятельности

·Шкафы для используемых пособий

·Детские столы и стулья

·Иллюстрированный материал

·Игрушки, муляжи

Музыкальный зал, кабинет

 музыкального руководителя

·          Занятия по музыкальному воспитанию

·            Индивидуальные занятия

·            Тематические досуги

·            Развлечения

·            Театральные представления

·             Праздники и утренники

·            Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

 

·Библиотека методической литературы, сборники нот

·Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала

·Музыкальный центр

·Пианино

·Разнообразные музыкальные инструменты для детей

·Подборка аудио кассет с музыкальными произведениями

·Детские стулья

Физкультурный зал

·            Физкультурные занятия

·            Утренняя гимнастика

·            Спортивные досуги

·            Развлечения, праздники

·            Консультативная работа с родителями и воспитателями

 

·Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания

·Магнитофон

·Мини батут и пр.

Групповые комнаты

·          Сюжетно-ролевые игры

·          Самообслуживание

·          Игровая деятельность

·          Трудовая деятельность

·          Самостоятельная творческая деятельность

·          Ознакомление с природой, труд в природе

 

·Детская мебель для практической деятельности

·Книжный уголок

·Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

·Природный уголок

·Конструкторы различных видов

·Развивающие игры

·Различные виды театров

Спальное помещение

·          Дневной сон

·          Гимнастика после сна

 

·Спальная мебель

·Физкультурное оборудование для гимнастики после сна и закаливающих процедур

Раздевальная комната

·          Информационно-просветительская работа с родителями

 

·Информационный уголок

·Выставки детского творчества

·Наглядно-информационный материал для родителей

Коридоры ДОУ

·          Выставки детских работ

·          Информационно-просветительские стенды

 

 

·Выставки детского творчества

·Информационные уголки

·Наглядно-информационный материал для родителей

 

«Зеленая зона» участка

·          Прогулки

·          Игровая деятельность

·          Физкультура

·          Самостоятельная двигательная

активность

·          Трудовая деятельность

 

·Малые архитектурные формы

·Веранды

·Спортивное и игровое оборудование

·Цветники

·Огороды

 

 

Анализ образовательного процесса

С 2000 года наше учреждение работает по программе Л.А. Венгера «Развитие». Прослеживая результативность внедрения и работы по данной программе (см. таб. № 1), можно утверждать, что внедрение и работа по программе проходит успешно. Для достижения таких результатов в МДОУ регулярно осуществляется обучение педагогов, пополнение, обновление предметно-развивающей среды в группах, изготовление пособий, пополнение методической базы (подбор, обновление дидактического материала, карточек перспективного планирования, календарного планирования, и т.д.)

 

Результаты выполнения «Программы воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А. Васильевой и программы «Развитие» Л.А Венгера за 3 года:

№п/п

группы

1 мл. группы

2 мл. группы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Разделы программы

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

1

Сенсорное воспитание

 

 

 

2,45

2,2

2,27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи

2,26

2,0

2,15

2,48

1,53

2,12

2,25

2,48

2,3

2,14

2,3

2,32

2,13

2,38

2,38

3

Введение в грамоту, грамота

 

 

 

2,54

2,42

2,42

2,05

2,42

2,37

2,09

2,93

2,3

2,25

2,64

2,38

4

Развитие представлений об окружающем мире и о себе

2,66

2,2

2,35

2,74

2,29

2,22

2,35

2,5

2,4

 

 

 

 

 

 

5

Конструирова-ние

2,71

2,3

2,58

2,42

2,17

1,7

2,25

2,36

2,32

2,17

2,33

2,24

1,94

2,56

2,23

6

Ознакомление с пространственными представления-ми

 

 

 

 

 

 

2,36

2,44

2,05

2,0

2,56

2,24

2,25

2,44

2,43

7

Развитие элементарных математических представлений

 

 

 

 

 

 

2,15

2,54

2,37

2,22

2,36

2,45

2,18

2,46

2,29

8

Развитие элементов логического мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,22

2,36

2,43

2,09

2,5

2,33

9

Развитие экологических представлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,22

2,53

2,5

2,13

2,37

2,54

10

Физическое воспитание

2,68

2,3

2,5

1,66

1,97

2,23

2,14

2,18

1,99

2,21

2,21

2,2

2,19

2,14

2,23

11

Музыкальноевоспитание

2,4

2,4

2,47

2,07

2,08

2,39

2,2

2,24

2,25

2,23

1,99

2,24

2,26

2,6

2,16

12

Изобразительнаядеятельность

2,42

2,0

2,3

2,35

2,28

2,27

2,39

2,4

2,53

2,20

2,56

2,61

2,26

2,63

2,59

13

Игра

2,19

2,2

2,45

1,56

2,38

2,64

2,57

2,91

2,7

2,41

2,78

2,76

2,25

2,64

2,7

 

Среднийбал

2,5

2,2

2,4

2,3

2,2

2,3

2,3

2,5

2,3

2,2

2,5

2,4

2,2

2,5

2,4

Из вышеизложенных результатов мы видим, что технология работы по программе успешно проходит в МДОУ

Анализ направлений развития детей показал, что оценка по группам всех направлений составляет 2,4 балла, т.е. освоение детьми программы происходит на уровне выше среднего (см табл. 1).

Учебный план позволяет учитывать индивидуальные особенности воспитанников, их интересы и потребности.

В современных условиях основными направлениями деятельности педагога дошкольного учреждения становятся:

— активизация потенциальных возможностей ребенка;

— содействие ребенку в осознании им своих индивидуальных особенностей;

— раскрытие перед ребенком ценностей окружающего мира;

— научение ребенка выстраивать систему отношений с окружающим миром;

— помощь ребенку в самореализации, построении перспективы своего развития.

Смыслом деятельности ДОУ становится подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире. Поэтому необходимо внедрять в образовательный процесс новые технологии.

По результатам наблюдений за работой педагогов мы выявили, что основным методами работы воспитателей с детьми является педагогика сотрудничества, когда взрослый и ребенок общаются и действуют «на равных». Педагоги особое внимание обращают на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой, конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выразить свое мнение, отношение к окружающему. Так же педагогами широко используются игровые методы, занятия, где необходимо проявить сотрудничество с одним или несколькими детьми, все это активизирует у детей самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в практике работы с детьми преобладают гуманные отношения между воспитателями и детьми. В результате правильно построенного образовательного процесса, созданных условий и знания технологий, МДОУ систематически и объективно отслеживает динамику развития воспитанников.

Так же, чтобы создать новые условия для развития детей дошкольного возраста необходимо откорректировать образовательную программу ДОУ в соответствии с утвержденными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Такая ситуация требует от ДОУ быстрого реагирования и приведение образовательной практики в соответствие с требованиями, с интересами и ожиданиями детей, родителей и общества в целом. Все это определяет системные изменения в деятельности детского сада, которые должны произойти в содержании образования, внешних связях.

Одна из важнейших задач дошкольного учреждения – охрана и укрепление здоровья детей. Поэтому в течение каждого учебного года в МДОУ проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общий по саду.

Показатели

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Заболеваемостьна 1 ребенка

12,1

14,1

13,6

В том числе:

 

 

 

— Простудная заболеваемость

187

229

174

— Инфекционная заболеваемость (ветряная оспа)

6

12

2

Прочаязаболеваемость

77

78

86

Травмы

2

2

Простудная заболеваемость в % от общей

69%

67%

66%

% частоболеющихдетей

18%

8%

20%

% детей с хроническимизаболеваниями

21%

26%

20%

Группы здоровья:

 

 

 

I

25

22

32

II

158

153

150

III, др.

11

12

9

Имеютинвалидность (общиеданные)

2

Из приведенной выше таблицы видно, что проводимые мероприятия в МДОУ, позволили улучшить показатели заболеваемости детей. Однако имеются дети, проживающие в отдаленных районах города (Низки, ПРП, ЗИП) т.е. посещение детского сада требует проезда в общественном транспорте, что способствует переохлаждению детей в холодное время года и распространению простудных заболеваний. Также, важной проблемой в заболеваемости детей можно выделить проживание в ближайших общежитиях, где зачастую нарушается соблюдение санитарно-гигиенических норм. Приведенные выше факты дают основание продолжить работу по снижению заболеваемости в МДОУ, повышая просветительскую работу с родителями по формированию основ ЗОЖ.

По результатам заболеваемости в 2007-2010г был проведен глубокий анализ причин повышения заболеваемости и сделаны выводы о необходимости;

-продолжать работу МДОУ по профилактике простудных заболеваний во всех возрастных группах,

-продолжать осуществлять контроль за физкультурно-оздоровительной работой со стороны администрации МДОУ и медицинского персонала,

-продолжать просветительскую работу по ЗОЖ и нестандартным методам профилактики простудных заболеваний среди родителей.

Анализ деятельности педагогов показал, что воспитатели в совершенстве владеют методикой проведения дыхательной гимнастики (в МДОУ используется опыт работы Сердечной Г.Г. по дыхательной гимнастике с элементами хатха-йоги), элементы точечного массажа.

Все занятия по физической культуре проходят на свежем воздухе и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Но проблемы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста принято рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться семья, включая всех членов семьи и условия проживания, МДОУ, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Учитывая вышесказанное, для улучшения работы по здоровьесбережению дошкольников, нами была разработана программа «Здоровье», которая позволит комплексно решать вопросы физического развития и оздоровления детей в МДОУ.

Введение

В связи с изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны, важной задачей становится усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого — педагогического сопровождения каждого воспитанника.

Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы:

1. Обновление образовательных стандартов.

2. Развитие воспитательского потенциала.

3. Здоровье дошкольников.

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.

Необходимость введение данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.

Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причем степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своем ребенке, хотели бы больше узнать о воспитании ребенка в семье; большинство заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребенка и практики семейного воспитания.

Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования.

Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в г. Невинномысске, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.

Необходимость расширения спектра дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в Программе так как дети должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально — чувственный опыт, учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

Исходя из вышесказанного, Программа развития носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности.

Таким образом, период до 2015 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.

Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа.

Необходимость разработки программы развития МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска на период 2011-2014 годы обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации.

Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования. Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога, как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном в образовательной среде. Однако в условиях сложной экономической ситуации, их реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью этой системы актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Экономическая сложность не может стать поводом отказа от перехода на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном образовании. Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу.

Программа развития составлена исходя из конкретного анализа исходного состояния учреждения, территориальной специфики (возможности внешнего окружения учреждения), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников и неорганизованных детей в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, в процессе реализации программы.

Качественные характеристики Программы:

Актуальность – программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного процесса детского сада.

Прогностичность – данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только текущие, но и будущие требования к дошкольному учреждению.

Рациональность – программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.

Реалистичность – программа призвана обеспечить соответствие между целями программы и средствами их достижения.

Целостность – наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).

Контролируемость – в программе определены конечные и промежуточные цели задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития учреждения.

Нормативно-правовая адекватность – соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней.

Индивидуальность – программа нацелена на решение специфических (не глобальных) проблем учреждения при максимальном учете и отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников.

Концепция Программы.

Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребенка, ценностное отношение ребенка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого — педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребенка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Актуальность программы развития обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны:

1. введение новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и содержанию дошкольного образования;

2. изменение стратегии развития системы образования, в которой выделены задачи, являющиеся приоритетными для реализации модели устойчивого развития дошкольного образования, среди которых — введение полноценных, вариативных, комплексных образовательных программ в дошкольные учреждения влияющих на уровень предшкольной подготовки детей, необходимость создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и дошкольного возраста. Программа развития учитывает и создает условия для реализации данных направлений;

3. тиражирование опыта МДОУ в городе и регионе, целью которого является совершенствование системы дошкольного образования в контексте новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и содержанию дошкольного образования и в соответствии с социальными ожиданиями, образовательными запросами детей и родителей.

Исходя из всего вышесказанного, стратегической целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования, адекватного социальным потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности ДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка с учетом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий педагогу максимально развивать способности ребенка, помочь ему успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в социуме, способствовать развитию его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребенка ключевые компетенции:

Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым.

Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими.

Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации.

Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки).

Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам

Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.

Ценность качества образовательного процесса для МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска напрямую связано с ценностью ребенка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает с одной стороны – бережное отношение к ребенку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе и в системе дополнительного образования.

Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска служат:

1. моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников;

2. использование здоровье сберегающих технологий;

3. совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности;

4. построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов;

5. расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе и платных);

6. укрепление материально – технической базы ДОУ.

 

Руководствуясь законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовании, Концепцией дошкольного воспитания, Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах:

Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребенка.

При этом:

1. повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;

2. обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда;

3. совершенствование социо — культурной предметно — игровой развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями;

4. совершенствование содержания и форм совместной деятельности с детьми, интеграции различных видов деятельности.

Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.

Дифференциации и интеграции, предусматривающей целостность и единство всех систем учебной деятельности, решение следующих задач:

1. психологическое и физическое здоровье ребенка;

2. формирование начал личности.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.

Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество.

Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.

Участниками реализации Программы развития МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска являются воспитанники в возрасте от 2 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса учитывается специфика города, его эколого-климатические условия и его влияние на здоровье ребенка. Здоровый крепкий организм дошкольника — это значимый факт в развитии ребенка.

Первый аспект Программы развития МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска — оздоровление, укрепление организма ребенка и сохранение уровня его здоровья в условиях активного интеллектуального развития. Система оздоровительной и физкультурной работы подробно определена в Проекте 4 «Здоровье сберегающие технологии».

В этой связи необходимо:

1. при организации образовательной деятельности учитывать специфические особенности развития каждого ребенка, его индивидуальные показатели, группу здоровья, рекомендации врачей;

2. использовать такие методы закаливания и профилактики простудных заболеваний, при которых снизился бы процент заболеваемости;

3. проводить работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни;

Опираясь на право дошкольного учреждения в выборе образовательных программ и технологий необходимо учесть, что вариативность современных образовательных программ и технологий является предпосылкой для решения принципа технологичности. Используемые в работе ДОУ программы позволяют создать систему образовательных услуг, обеспечивающих интегративный подход в воспитании и образовании ребенка в совместной работе специалистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования. В основу реализации Программы развития положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, вторым аспектом Программы развития ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширение их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом.

Как уже отмечалось ранее, главная направленность работы детского сада и родителей ребенка — содействие развитию в воспитаннике такой личности, которая осознает необходимость постоянного саморазвития, может быть воспитателем собственных способностей. Успех в воспитании и образовании ребенка зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это третий аспект Программы развития МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия (консультации, ширмы). В последнее время необходимо так разнообразить работу с родителями — организовать встречу со специалистами, совместные мероприятия при которых родитель встал бы в позицию активного участника, этих встреч. Поэтому необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам: формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста.

Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребенка на протяжении всего пребывания в детском саду.

Цели и задачи программы развития МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска.

Целью Программы развития на период до 2015 года является:

·                Создание в МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

·                Создание в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное  разностороннее развитие каждого ребёнка, формирование у него универсальных способностей до уровня, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям, требованиям социального заказа государства и семьи.

·                Повышение качества образования и воспитания в через совершенствование социо-культурной развивающей среды, внедрение современных педагогических технологий.

 

Задачи программы:

·                Повышение конкурентоспособности учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, услуг.

·                Модернизация системы управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития. Совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий обучения и воспитания детей.

·                Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности.

·                Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения.

·                Использование стимулирующего вознаграждения педагогам за качество и результативность работы.

·                Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.

·                Совершенствование материально-технического обеспечения.

·                Повышение качества работы с родителями воспитанников. Содействие повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста, вовлечение родителей в процесс управления учреждением.

·                Введение дополнительного образования (в том числе на платной основе), как совокупности услуг доступных для широких групп воспитанников.

·                Оптимизация деятельности ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей.

·                Внедрение проекта образовательной программы в практику.Анализ результатов апробации и внесение корректив в образовательную программу с их последующей апробацией.

При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:

1. Обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанников мониторинга результативности воспитания и обучения.

2. Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (владение современным арсеналом приемов и методов обучения, информатизации образования).

3. Овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности воспитания и обучения.

4. Развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учета всех интересов участников образовательного процесса.

5. Расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровье сберегающих технологий.

6. Повышение профессионального мастерства педагогов на базе детского сада (трансляция передового педагогического опыта), взаимодействия с НОУ Центром им Л.А. Венгера
г. Москва.

7. Расширение связей с учреждениями через интернет сообщество.

Прогнозируемый результат Программы:

Предполагается что:

Для воспитанников и родителей:

1. каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста;

2. хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования;

3. обеспечение индивидуального педагогического и медико – социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе;

4. каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительных программ развития;

5. качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребенка в школе;

6. система дополнительного образования доступна и качественна.

Для педагогов:

1. каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства и улучшения материального благополучия;

2. квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых

компетенций дошкольника;

3. будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий, а также для реализации потребности в трансляции опыта;

4. педагогам будет обеспечена поддержка инновационной деятельности.

Для МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска:

1. будет налажена система управления качеством образования дошкольников;

2. органы государственного и общественного самоуправления учреждением способствуют повышению качества образования детей и расширению внебюджетных средств;

3. будут обновляться и развиваться материально – технические условия пребывания детей в учреждении.

Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в большей степени социально ориентированным.

Элементы риска развития Программы.

При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:

1. недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников, недостаточная их компетентность в вопросах воспитания и развития детей затрудняет получение детьми качественного дошкольного образования;

2. переход на новую программу развития ДОУ может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива;

3. организация дополнительного образования на платной основе может затруднить его доступность и спрос родителей на оказание услуги.

Основные мероприятия по реализации Программы.

Концептуальные

направления

Направление развития

Период реализации, (годы)

Содержательные характеристики

1

Управление качеством дошкольного образования

Совершенствование системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

2011-2016

2

Программное обеспечение, методики, технологии

Обновление основных и дополнительных образовательных программ.

2011-2016

Внедрение различных инновационных технологий (проектной деятельности, «портфолио» педагогов)

3

Информатизация

дошкольного образования

Внедрение информационных технологий в образовательный и управленческий процесс

2011-2016

4

Здоровье сберегающие технологии

Расширение спектра предоставляемых оздоровительных услуг, формирование культуры

здорового образа жизни

2011-2016

5

Безопасность образовательного

процесса

Укрепление материально-технической базы детского сада.

2011-2016

Построение динамичной, безопасной развивающей среды

6

Кадровая политика

Повышение профессионального мастерства педагогов, обучение молодых специалистов, участие в конкурсном движении

2011-2016

Определение приоритетных направлений обучения кадров: СКИПКРО и НОУ Центр им Л.А. Венгера

7

Государственно-общественное самоуправление

Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса

2011-2016

Организация работы Управляющего совета ДОУ

Проект 1. «Управление качеством дошкольного образования»

Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровню профессиональной компетентности педагога. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов.

Цель: Создание условий для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования в МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска Соответствие уровня и качества подготовки выпускников МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска требованиям государственных образовательных стандартов.

Задачи:

·         Организовать эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ, педагогов дополнительного образования для выполнения требований по созданию условий осуществления образовательного процесса.

·         Создать систему методического и дидактического обеспечения проектной деятельности, удобную для использования е. педагогами в ежедневной работе.

·         Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива для выполнения требований к содержанию образовательного процесса.

Мероприятия

Этапы, сроки их выполнения.

Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации Программы

Источники финансирования

Исполнители

1

Формирование

нормативно –

правовой базы

2012

Без финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по УВР,

специалисты

ДОУ

2

Обновление образовательной программы, в соответствии с ФГТ, запросов семей воспитанников, общества (внедрение компетентностного подхода).

2011-2013

Подбор

коррекционных

программ для

построения

индивидуальных

маршрутов развития

детей с ОВЗ (речевыми нарушениями)

Без

финансирования

Заместитель

заведующего

по УВР,

Старший

воспитатель

3

Введение новых

государственных

образовательных

требований ФГТ

2011-2016

Создание и

корректировка плана

управленческой

деятельности по

внедрению ФГТ

Без

финансирования

Заместитель

заведующего

по УВР,

Старший

воспитатель

4

Мониторинг

достижений детьми

результатов

освоения основной

образовательной

программы

дошкольного

образования в соответствии с ФГТ

Ежегодно

Использование экспрес-методики для

определения уровня

готовности

выпускников к

школьному обучению.

Без

финансирования

Заместитель

заведующего

по УВР,

Ст.воспитатель,

Педагог-

психолог

5

Проведение

мероприятий по

адаптации детей в

ДОУ

Ежегодно

работа ПМПК ДОУ

Без финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по УВР,

Ст.воспитатель,

Педагог-

психолог

Учитель-логопед

6

Развитие проектной

деятельности ОУ:

уточнение

концептуальных

направлений

развития ОУ

2011-2016

Работа творческих

групп (по

направлениям) —

планирование,

аналитическая

деятельность

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по УВР,

Ст. воспитатель,

7

Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе программных требований, федеральных государственных стандартов)

2012-2015

Работа творческих

групп

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по УВР,

Ст. воспитатель,

8

Разработка системы

планирования (ежедневного, перспективного, в соответствии с реализуемыми образовательными

программами)

Октябрь-

декабрь 2012

Без

финансирования

Заместитель

заведующего

по УВР,

Старший

воспитатель

специалисты

ДОУ

9

Разработка системы

контроля качества оказываемых образовательных услуг

2012-2014

Без финансирования

Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель

10

Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей

2013-2014

Без

финансирования

Заведующий Заместитель

заведующего

по УВР,

Старший

воспитатель

,

Социальный эффект:

Повышение качества образовательного процесса

Проект 2. «Программное обеспечение, методики, технологии.»

Проблема: Объективная необходимость ориентировать молодых и начинающих педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности детей, использование инновационных программ и технологий в решении совместной образовательной деятельности.

Цель: обучение молодых и начинающих педагогов МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска педагогическим технологиям и естественного включения семьи в проектную деятельность.

Задачи:

·                Переориентировать молодых и начинающих педагогов на приоритет игровой, самостоятельной деятельности ребенка, обучить их методам вовлечения семей в образовательную деятельность.

·                Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, посредством выявления индивидуальных особенностей воспитанников, учитывая его психическое и физическое здоровье.

·                Развивать социальное партнерство в процессе вовлечения детей дошкольного возраста в проектную деятельность.

·                Организовать эффективное сетевое взаимодействие с партнерами детского сада

посредством Интернета.

Мероприятия

Этапы, сроки их

выполнения

Сведения об

источниках,

формах,

механизмах,

привлечения

трудовых,

материальных

ресурсов для

реализации

программы

Источники

финансирования

Исполнители

1

Разработка системы

обучения педагогов

применению

проектного метода в образовательном

процессе

2013-2014

Работа «Школы

молодого

педагога»

Без

финансирования

Зам. Зав. По УВР, Старший

воспитатель

2

Разработка системы воспитания и образования детей  по всем

возрастам в рамках реализации Образовательной

программы,

2013-2014

 

Без

финансирования

Заместитель

заведующего по

УВР,

Старший

воспитатель

3

Консультирование «Педагогические технологии, как метод управления инновационным процессом в дошкольном учреждении» для начинающих

педагогов

2013-2016

Работа «Школы

молодого

педагога»

Без

финансирования

Старший

воспитатель

4

Практикум

«Инновационные

формы

взаимодействия с родителями.

Совместные проекты»

2013-2016

Работа «Школы

молодого

педагога»

Без

финансирования

Старший

воспитатель

Ожидаемый продукт:

·                    Методические разработки по обучению начинающих педагогов проектной деятельности.

·                    Внедрение технологии проектирования детской деятельности во все структурные подразделения учреждения.

Социальный эффект:

Обучение родителей взаимодействию с ребенком дома.

Проект 3. «Информатизация дошкольного образования».

Проблема: Объективная необходимость в обработке большого объема

управленческой и педагогической информации. Недооценка роли компьютерных

технологий в решении этой проблемы.

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства сотрудников детского сада в применении ИКТ.

Задачи:

·                    Разработать информационную модель и компьютерную технологию управления качеством дошкольного образования.

·                    Создать документооборот в МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска с применением информационных технологий.

·                    Организовать эффективное сетевое взаимодействие с другими ДОУ.

 

№ 1

Мероприятия

Этапы, сроки

их

выполнения

Сведения об

источниках,

формах,

механизмах,

привлечения

трудовых,

материальных ресурсов для реализации

программы

Источники

финансирования

Исполнители

2

Привлечение творческой группы МДОУ к внедрению ИТК в образовательный процесс

2012-2016

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего по

УВР,

Старший

воспитатель,

специалисты.

3

Создание электронных

документов

(планирование,

диагностики, отчеты,

организация детской

деятельности, рабочие

листы, «портфолио»

детей и педагогов т.д.)

2013-2016

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего по

УВР,

4

Повышение

квалификации

педагогов на курсах

ИКТ

2012-2016

Бюджетное

финансирование

Заведующий,

Заместитель

заведующего по

УВР,

5

Систематизация и хранение проектных работ, сопровождение

своего портфолио.

2013-2015

Без

финансирования

Педагоги ДОУ

6

Оснащение

необходимым

оборудованием:

Проектор – 2;

Фотоаппарат – 1;

Музыкальный центр – 1

Интерактивная доска — 1

2013-2016

Целевые

средства

Заведующий

Главный

бухгалтер

7

Участие в сетевом

взаимодействии в рамках профессиональных сообществ по реализации

собственной

методической системы

педагога

2012-2016

Без

финансирования

Педагоги ДОУ,

ответственный

за работу по информатизации

Ожидаемый продукт:

·                Подготовка методических рекомендаций по использованию ИКТ.

·                Презентации:

— о мероприятиях ДОУ и опыте работы педагогов,

— демонстрационный материал к занятиям по образовательным областям,

— демонстрационный материал к педсоветам, семинарам и т.п.

·                Индивидуальные сайты педагогов

 Социальный эффект:

·                Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов.

·                Участие в проектах города, области, страны, через выход в глобальный Internet.

·                Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы.

·                Постоянное информирование общественности и родителей о деятельности учреждения.

Проект 4. «Здоровье сберегающие технологии».

Проблема: Низкий уровень знаний родителей в области оздоровления ребенка в условиях экологического, экономического и социального неблагополучия в обществе.

Цель: Комплексная система воспитания и развития, ребенка, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения собственного здоровья.

Задачи:

·                Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;

·                Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей;

·                Обучение навыкам здоровье сберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

·                Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье детей.

Мероприятия

Этапы,

сроки их

выполнения

Сведения об

источниках

Источники

финансирования

Исполнители

 1

Формирование системы использования здоровье сберегающих технологий в организации образовательного процесса

Ежегодно

2011-2016

Без

финансирования

Заместитель

заведующего по

УВР,

Педагоги

2

Участие в городском

методическом

объединении по физической

культуре

По плану

МО

2011-2016

Без

финансирования

Воспитатель по физической культуре, воспитатели

3

Городские соревнования для дошкольников и их родителей «Олимпиада по подвижным играм», «Папа, мама , я – спортивная семья», «Красота и грация»  сотрудников ДОУ

Ежегодно

2011-2016

Без

финансирования

Зам. Зав. По УВР, Старший

воспитатель,

воспитатель по

физкультуре, воспитатели

 4

Организация

совместного проведения с родителями физкультурных досугов

Ежегодно

2011-2016

Без

финансирования

Зам. Зав. По УВР, Старший

воспитатель,

воспитатель по

физкультуре, воспитатели

 5

Подбор интересных материалов и оформление информационных стендов для родителей в группах: «Будем здоровы», «Для мам и пап»

Ежегодно

2011-2016

Родительские

уголки

Без

финансирования

Педагоги

6

Внедрение активных

форм работы с семьей

Ежегодно

2011-2016

Организации

соревнований,

конкурсов

плакатов по

здоровому образу

жизни

Без

финансирования

Все педагоги

 7

Создание и обновление

странички «К здоровой семье через детский сад» на сайте

Ежегодно

2011-2016

Без

финансирования

Ответств. за

информатизацию,

Инструкторы по

физкультуре

8

Создание системы

эффективного контроля

за внедрением в работу

здоровье сберегающих

технологий

ежегодно

2011-2016

Без

финансирования

Заместитель

заведующего по

УВР, Старший

воспитатель

Ожидаемый продукт:

Информационные стенды для родителей в группах: «Для вас, родители», «Будем здоровы», «Чем мы занимались», «Для мам и пап» и т.п.

Социальный эффект:

·                Укрепление внутрисемейных отношений, оздоровление семьи, ведение здорового образа жизни.

·                Раннее формирование ориентации дошкольников на здоровый образ жизни.

·                Повышение специалистами и педагогами своего профессионального уровня.

·                Распространение педагогического опыта.

Проект 5. «Безопасность образовательного процесса».

Проблема: Отсутствие стабильного финансирования по энергетической эффективности и безопасности образовательных учреждений в то время, как ответственность за решение этих задач увеличивается.

Цель: Приведение условий пребывания детей в ДОУ к максимально безопасным и комфортным, укрепление материально-технической базы учреждения.

Задачи:

·                    Обеспечение индивидуальной безопасности личности, включающая профилактику попадания в травматические в физическом или психологическом плане ситуации.

·                    Организация коллективной безопасности, предполагающей создание защищенного пространства и условий для максимально комфортной жизнедеятельности.

Мероприятия проекта

Этапы, сроки их выполнения

Сведения об источниках, формах,

механизмах, привлечения трудовых,

материальных

ресурсов для реализации проекта

Источники

финансирования

Исполнители

 1

Разработка инструктивно-методической документации, касающейся

безопасности ДОУ

2011-2013

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего по АХР,

 2

Проведение комплекса мер

по укреплению режима безопасности

(противопожарные,

антитеррористические

мероприятия):

1. Проверка огнетушителей

2. Замена не прошедших поверку огнетушителей

3. Замена детской мебели

4. Замена полового покрытия на путях эвакуации

5. Окраска коридоров и лестничных маршей негорючими материалами.

2011-2016

Городская программа комплексной безопасности учреждений образования.

Бюджетное финансирование в соответствии с Программой

Заведующий, Заместитель

заведующего по АХР,

3

Приведение помещений ДОУ в соответствии с санитарными нормами:

1. Замена линолеума и покраска стен в спальных в группах

2. Ремонт системы канализации в туалетных комнатах групп (по мере необходимости).

3. Замена окон на пластиковые (при наличии финансирования) 4. замена дверей (по необходимости и при наличии финансирования)

2011-2016

План

Финансово-хозяйственной деятельности МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска

Бюджетное

финансирование, внебюджетное

финансирование.

Заведующий, Заместитель

заведующего по АХР.

4

Проведение мероприятий по энергетической эффективности (при наличии финансирования)

2011-2016

План Финансово-хозяйственной деятельности МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска

Бюджетное финансирование

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по АХР.

5

Проведение с детьми

занятий по основам

жизнедеятельности

2011-2016

Без финансирования

Старший

воспитатель,

воспитатели

.6

Обеспечение безопасного

пребывания детей на

игровых площадках:

1. Замена и ремонт

игрового оборудования на

прогулочных площадках

2011-2016

Городская

программа

оборудования

детских

площадок

Бюджетное

финансирование в

соответствии с

программой,

внебюджетное

финансирование.

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по АХР.

 7

Осуществление контроля за психологически комфортным пребыванием ребенка в детском саду

2011-2016

Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми

Без финансирования

Заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог

Ожидаемый продукт:

·                План комплексной безопасности МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска  на 2012-2016 г.

·                Нормативно-правовые акты и инструктивно-методические материалы, регулирующие деятельность МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска

·                в области безопасности образовательного процесса

·                Долгосрочная целевая программа повышения энергетической эффективности и сокращения энергетических издержек в МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска на 2010-2020 годы.

·                План ремонтных работ в МДОУ «Црр – д/с № 49 «Аленький цветочек» г. Невинномысска на 2012-2016 годы.

Социальный эффект:

·                Создание престижа учреждения, как стабильно работающего над вопросами обеспечения безопасности пребывания ребенка и сотрудника.

·                Укрепление режима безопасности объекта в части противопожарных и антитеррористических мероприятий.

Проект 6. «Кадровая политика».

Проблема: Отсутствие у учреждения возможности достойного материального стимулирования инновационной и экспериментальной деятельности педагогов.

Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов, исходя из их профессионального развития.

Задачи:

·                    Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников.

·                    Изыскание возможности материального стимулирования педагогов.

·                    Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении путем формирования механизма экспертизы инновационной деятельности и материального стимулирования.

Мероприятия проекта

Этапы,

сроки их

выполнения

Сведения об

источниках,

формах,

механизмах,

привлечения

трудовых,

материальных

ресурсов для

реализации

проекта

Источники

финансирования

Исполнители

1

Изучение качества

профессиональной

деятельности кадров

(руководящих,

педагогических)

2012-2013

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по УВР,

2

Разработка карт

результативности

педагогической

деятельности и определение личных

потребностей сотрудников

в проведении самоанализа.

2012-2014

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по УВР, педагоги,

специалисты

3

Составление

индивидуальных

творческих и планов

повышения квалификации

педагогов

2012-2016

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по УВР,

педагоги,

специалисты

4

Обучение начинающих

педагогов современным

технологиям

взаимодействия со

взрослыми и детьми

(технологии

проектирования,

информационные

технологии, технология

«портфолио» и пр.)

2012-2016

Работа «Школы

молодого

педагога»

Без

финансирования

Заместитель

заведующего

по УВР,

Старший

воспитатель

5

Организация

наставничества для

профессионального

становления молодых

специалистов

2012-2016

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего .

по УВР

6

Подготовка и

сопровождение аттестации

педагогических и

руководящих работников

2012-2016

Без

финансирования

Заместитель

заведующего .

по УВР,

Старший

воспитатель

Ожидаемый продукт:

·                Диагностические карты профессионального мастерства по определению личных потребностей сотрудников в повышении квалификации.

·                Индивидуальные творческие и планы повышения квалификации педагогов.

Социальный эффект:

·                Повышение уровня компетенции и квалификации педагогов.

·                Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении.

·                Уменьшение процента текучести кадров в коллективе.

·                Улучшение материального состояния педагогов.

Проект 7. «Государственно-общественное самоуправление».

Проблема: Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Однако, основная часть родителей не готова принимать деятельное участие в управлении учреждением.

Цель: создать в ДОУ условия для роста открытости и демократичности, прозрачности деятельности, повышению качества и доступности образования дошкольников, привлечению дополнительных внебюджетных ресурсов, гармонизации отношений МДОУ и общества, развитию социального партнерства через создание гибкой системы управления ресурсами путем усиления государственно – общественного управления.

Задачи:

·                Внедрить новую модель государственно-общественного управления – Управляющий совет (далее  по тексту Совет) учреждения.

·                Разработать нормативно – правовую основу деятельности Совета.

·                Вовлечь участников образовательного процесса в активную деятельность по реализации Программы развития МДОУ.

·                Привлечь общественность к созданию положительного имиджа, преобразованию ДОУ в открытую, прозрачную систему образования.

·                Повысить эффективность использования финансовых средств современного многоканального финансирования ОУ (бюджетное, другие внебюджетные источники).

·                Ввести публичную отчетность о состоянии и развитии ДОУ.

·                Обеспечить участие общественности в контроле и оценке качества образования.

Мероприятия проекта

Этапы, сроки

их выполнения.

Сведения об

источниках,

формах,

механизмах,

привлечения

трудовых,

материальных ресурсов для реализации проекта

Источники

финансирования

Исполнители

1

Разработка и утверждение Положения о Управляющем совете учреждения

2011-2012

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего по УВР

2

Проведение выборов в Совет МДОУ в соответствии с Положением.

2012-2016

Без

финансирования

Заведующий,

Воспитатели

групп

3

Планирование работы

Совета учреждения на

год

Ежегодно

2012-2016

План работы

Совета МБДОУ

Без

финансирования

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по УВР.

4

Проведение заседаний

Совета учреждения

(1 раз в квартал в соответствии

с планом)

Ежеквартально

2012-2016

Без

финансирования,

Заведующий,

Заместитель

заведующего

по УВР.

5

Отчет о расходовании

средств, поступивших от

благотворительных

взносов

Ежегодно

2012-2016

Без

финансирования

Заведующий,

главный

бухгалтер

6

Анализ деятельности

ДОУ за год,

определение перспектив

развития

Ежегодно

2012-2016

Без

финансирования

Заведующий,

главный

бухгалтер

7

Содействие

внебюджетному

финансированию ДОУ и оказание ему организационной и иной помощи в целях установления общественного контроля за использованием средств внебюджетного фонда, обеспечение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

2012-2016

Без

финансирования

Заведующий, Председатель Совета

Ожидаемый продукт:

·         Создание гибкой системы управления ресурсами ДОУ через созданную модель государственно-общественного управления.

·         Приобретение знаний современного менеджмента.

·         Появление внешней оценки деятельности ДОУ.

·         Повышение общественного статуса ДОУ.

·         Формирование ресурсной базы ДОУ, обеспечивающей реализацию социального заказа на образование.

Для родителей

·         участие в управлении ДОУ, в выработке и принятии Устава и других нормативных документов;

·         удовлетворение потребности в качественном обучении и воспитании ребенка;

·         дополнительная возможность постигать педагогику воспитания, воздействовать на окружающее общество в целях изменения к лучшему для воспитания и развития детей;

·         изменения во взаимоотношениях в системе образования, усиливающие сотрудничество и взаимопонимание между участниками образовательного процесса;

·         возможность предъявлять ДОУ образовательные потребности, формулировать заказ на образование собственного ребенка, оказывать влияние на состояние образовательного процесса и непосредственно участвовать в управлении ДОУ;

·         расширение каналов получения информации о жизни детей в детском саду;

Для педагогов

·         Повышение уровня квалификации и профессионализма.

·         Получение информации об изменениях потребностей местного сообщества для того, чтобы адекватно на них реагировать.

·         Реализация новых форм и технологий обучения — использование медиаресурсов, внедрение информационных технологий в учебный процесс, развитие навыков научно-исследовательской деятельности.

·         Освоение новых форм социального взаимодействия.

Социальный эффект:

·         Общественная экспертиза отдельных направлений деятельности ДОУ.

·         Позитивные изменения в системе образования.

·         Приобретение навыков социального партнерства.

Запись опубликована в рубрике "Аленький цветочек" Новости.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.