Высочайшие темпы развития общества предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, неправильный образ жизни семьи.
К актуальным проблемам детского здоровья относятся: нарушения функций опорно-двигательного аппарата кровообращения, дыхания, пищеварения; нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе; недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье.
В настоящее время имеются данные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (50%), либо страдают хроническими заболеваниями (35%). Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия.
Вот почему укрепление здоровья детей – актуальная проблема, стоящая перед детским садом.
В нашем учреждении вся работа в плане здоровьесбережения сегодня полностью нацелена на сохранение и оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни.
Основными нормативно-правовыми документами на данный момент в сфере здоровьесбережения для нас являются:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106
4. . СанПиН
5. ФГОС.
Данный нормативно-правовой комплекс обозначает приоритетные задачи модернизации российского образования, поэтому они являются главными и для нашего ДОУ.
1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
2. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников.
3. Рациональная организация образовательного процесса.
4. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ.
5. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ (нацелена на родителей)
7. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется через:
· медико-гигиеническую здоровьесберегающую технологию,
· физкультурно-оздоровительную технологию,
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка,
· здоровьесберегающую технологию обеспечения безопасности жизнедеятельности,
· личностно-ориентированную технологию,
· здоровьесберегающую технологию образовательного процесса.
Медико-профилактическая деятельность в ДОУ обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
— организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
— контроль питания детей, физического развития, закаливания;
— организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиНа,
— организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт составляютсяв каждой возрастной группе «Журналы здоровья»,которые помогают воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности,для планирования физкультурно–оздоровительной работы в соответствии с особенностями здоровья детей.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
— развитие физических качеств;
— контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
— формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
— воспитание привычки повседневной физической активности;
— оздоровление средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется воспитателем по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами — в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр..
Используя технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, педагоги реализуют следующие задачи:
· обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
· обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.
В своей деятельности педагоги дошкольного учреждения ставят своей целью создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
· родительские собрания,
· консультации,
· конференции,
· конкурсы,
· спортивные праздники,
· праздники здоровья,
· папки-передвижки,
· беседы,
· личный пример педагога,
· нетрадиционные формы работы с родителями,
· практические показы (практикумы).
Образовательная деятельность предполагает проведение различных мероприятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний по Рижскому методу предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети, бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья, практически не болеют простудными заболеваниями.
В нашем ДОУ применяется в группах для детей с 3-х до 7 лет.
Для данного метода закаливания используются дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая — в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: «соленая» дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение повторяется 2-3 раза и совмещается с хождением по ребристым доскам и по «Дорожке Здоровья».
«Дорожка Здоровья» представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка, используются коврики для ванной типа «травка». Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:
· Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров;
· Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
· Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
· Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
· Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю.
Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
· Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
· Рациональная, неперегревающая одежда детей;
· Соблюдение режима прогулок во все времена года;
· Сон при открытых фрамугах;
· Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, комнатной температуры);
· Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, воспитатели начинаютпрогулку с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.
При осуществлении летней оздоровительной работы в детском саду наш коллектив придерживается следующих принципов:
· комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
· непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
· преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
· использование простых и доступных технологий;
· формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
· интеграция программы профилактики закаливания в семью;
· повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил,
· оптимального двигательного режима и физической нагрузки,
· санитарного состояния учреждения,
· организации питания,
· воздушно-теплового режима и использования различных форм оздоровительной работы.
В результате, в процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ
состояние здоровья детей за истекший период показывает:
-увеличение количества детей относящихся к первой группе здоровья на 7,5% и третьей на 2,1%, и уменьшение количества детей относящихся ко второй на 9,7 %,. Детей относящихся к четвертой и пятой группам здоровья нет.
|
2011 |
2012 |
1 группа здоровья |
15 человек (6,9%) |
32 человека (14,4%), |
2 группа здоровья |
195 человек (89,4%) |
177 человек (79,7%), |
3 группа здоровья |
8 человек (3,7%) |
13 человек (5,8%). |
4 группа здоровья |
нет |
нет |
5 группа здоровья |
нет |
нет |
Так же, сравнительный анализ заболеваемости детей за два года показал, что количество случаев заболеваемости уменьшилось на 59, а заболеваемость на 1000 – на 230,5.
Общая заболеваемость |
Заболеваемость за 2010 – 2011, 2011 – 2012учебный год |
|
количество случаев |
заболеваемость на 1000 |
|
Ясли |
102/ 100 |
2173/ 467,3 |
Сад |
200/ 143 |
1091/668,2 |
Всего |
302/ 243 |
1366/ 1135,5 |
Также повысился уровень компетентности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась их психолого-педагогическая грамотность; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.
Коллектив нашего учреждения мобилизован на реализацию мероприятий, помогающих достичь определенных целей в дальнейшем снижении заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.
Перспективы:
· поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни;
· активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада с целью укрепления чувства их личной ответственности за развитие ребёнка, его здоровье;
· укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия с различными социальными институтами по внедрению культурно-оздоровительных технологий;
· развитие материально-технической базы ДОУ.