Патриотическое воспитание в «Аленьком цветочке»

За последнее время активно в методической и психолого-педагогической литературе обсуждаются вопросы по ознакомлению дошкольников с окружающей действительностью, воспитанию у них любви и гордости не только к России, но и к своей малой родине, краю, городу, селу. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников исследовались специалистами различных областей науки: философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.).

Результаты исследований отечественных ученых и практиков (Н.В. Алешина,
Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова, Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особую значимость. Одной из отличительных характеристик патриотизма является его социальная содержательность. Учреждения дошкольного образования являются первой ступенью системы образования в нашей стране. И именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников первичных представлений об окружающем мире и позиционировании себя в нем, в воспитании патриотических чувств и ощущении себя гражданами великой страны.

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине.

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм — в основании имеет чувства любви к своему этносу;
  4. государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству.
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Современное развитие России показывает, что идеи патриотизма востребованы и вносят неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности, духовно-нравственного единства общества, сплочения народа. А потому работа ДОУ должна быть направлена на совершенствование системы патриотического воспитания, на формирование у маленьких граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению своих конституционных обязанностей.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 года № 795, /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/ определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников – это одна из основных задач учреждений дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Для достижения наиболее эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагогам и воспитателям необходимо владеть соответствующими методиками и организационными формами и методами работы.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, которая рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Мы работаем по программе «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» . Авторы Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощёкова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В..

И так как годовой задачей МБДОУ на 2013-2014 учебный год является ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины и формирование основ семейной  и гражданской принадлежности,  для достижения цели поставлены задачи:

  1. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;
  2. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  3. формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  4. воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Пути решения задач через организационно-педагогическую работу:      

Оформление уголков «Моя Родина» в группах среднего и старшего дошкольного возраста.

Оформление фотоальбомов в группах среднего и старшего дошкольного возраста «Достопримечательности города Невинномысска», «Моя семья», «Эти годы военные», «Столица нашей Родины – Москва», «Город Ставрополь».

Оформление выставки методической литературы и пособий в методическом кабинете.

Создание этнографического уголка «Русская изба».

Фотоальбом «Моя семья»

Былинные герои

Сказки о солдатах

Боевая техника

Пословицы о Родине

Пословицы о защитниках Родины

Стихи о Родине

Символика

Флаг России

Герб России

Герб края, родного города

Гимн России

Пути решения задач с педагогическим коллективом:

Консультация для сотрудников ДОУ «Фомирование комплекса нормативно-правового организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания с целью повышения педагогического мастерства педагога» А.И.Керимова.

Проведение мастер-класса с педагогами ДОУ и представление НОД по теме «Воспитание патриотических чувств у дошкольников в процессе изобразительной деятельности» (воспитатель Сидорченко Н.И. — ноябрь)

Открытый просмотр деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество», «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Гостеприимство» (Игнатенко В.В., Лопаточкина О.В. ноябрь).

Презентация проекта «   Город мой рождённый из станицы.» воспитатель В.В.Бородина

Участие в конкурсе чтецов «Застывшая красота Отечества» (воспитатели групп, ноябрь).

Пути решения задач с детьми:  

Проведение цикла экскурсий, прогулок по улицам родного города «Мой любимый город», «Здания нашего города», «Достопримечательности родного города», «Природа родного города», «Транспорт на улицах города», «Наше наследие»,

Экскурсии к  памятнику воинам, посещение аллеи Героев.

Проведение цикла тематических мероприятий на тему «День Победы помнят деды, знает каждый из внучат».

Проведение встречи с родителями «Мои национальные традиции»

Концерт с детьми старшего дошкольного возраста «Танцуй и пой»

Выставки детских рисунков

—   «Мой любимый детский сад»

— «Салют над городом моим»,

— «Мамочка милая, мама моя»,

— «Времена года»,

Участие в городском конкурсе детских рисунков и поделок «Мир глазами детей»

Проведение утренников и развлечений

— «День матери»,

— «День города»,

—  «Осенины» и т.д.

Пути решения задач с родителями:

Консультации для родителей по теме.

Родительские собрания по реализации годовой задачи.

Конкурс уголков по патриотическому воспитанию во всех возрастных группах

Пути решения задач во взаимодействии с социальными институтами:

Экскурсии в городской историко-краеведческий музей («Русская матрёшка», «  Русские художники»)

Экскурсии в детскую библиотеку (тема «Творчество земляков Невинномысска»). 

Ожидаемые  результаты:

  1. у дошкольников разовьётся интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
  2. продолжится тесное сотрудничество с родителями;
  3. педагоги повысят педагогическое мастерство и профессиональный уровень;
  4. расширится сотрудничество детского сада с социальными институтами;

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Запись опубликована в рубрике "Аленький цветочек" Новости.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.