МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 49 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА
Публичный доклад
МБДОУ № 49 г. Невинномысска
за 2012 – 2013 учебный год
Невинномысск, 2013
Уважаемые родители, коллеги и партнеры детского сада!
Мы представляем Вашему вниманию Публичный отчет о работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 49 «Аленький цветочек» города Невинномысска за 2012 – 2013 учебный год.
- Общие характеристики МБДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 49 «Аленький цветочек» города Невинномысска (далее — МБДОУ) является некоммерческой организацией – муниципальным образовательным учреждением.
МБДОУ № 49 г. Невинномысска начало функционировать с 1980 году как детский сад № 49 «Аленький цветочек» и являлось структурным подразделением «Невинномысской Камвольно-прядильной фабрики». Типовым проектом предусмотрено 12 групповых помещений: 3 ясельные группы, 8- для детей дошкольного возраста.
В настоящее время в МБДОУ функционирует 11 групп для детей с 3 до 7 лет.
Местонахождение образовательного учреждения: 357100, Ставропольский край, город Невинномысск, ул. Революционная, 10-А.
Полное наименование образовательного учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 49 «Аленький цветочек» города Невинномысска.
Сокращенное наименование образовательного учреждения: МБДОУ № 49 г. Невинномысска.
Образовательное учреждение является юридическим лицом и приобретает право на ведение уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на осуществление образовательного процесса, с момента его регистрации в органе государственной регистрации юридических лиц города Невинномысска.
Образовательное учреждение осуществляет ведение бухгалтерского учета и предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, Учредителю, Администрации, Комитету по имуществу города в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативно-правовую базу организации образовательной, правовой и хозяйственно-экономической деятельности МБДОУ № 49
г. Невинномысска составляют следующие законодательные акты:
— Конституция Российской Федерации;
— Гражданский Кодекс Российской Федерации;
— Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-I «Об образовании»;
— Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 года);
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
— Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 года №2562);
— Санитарно-гигиенические требования, установленные в СанПине 2.4.1 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях»;
— Изменения №1 к СанПину 2.4.1 2660-10 от 20.12.2010 года;
— Конвенция о правах ребенка ООН;
— Приказ Министерства Образования РФ от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
— Инструктивно-методическое письмо Министерства Образования РФ №28-51-513/16 от 27.06.2003 года «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях РФ»;
— Инструктивно-методическое письмо Министерства Образования РФ №30-51-914/16 от 15.12.2002 года «О минимальном объеме социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях РФ»;
— Приказ Министерства Образования РФ №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
— Договор между Учредителем и МБДОУ;
— Устав МБДОУ.
МБДОУ № 49 г. Невинномысска осуществляет образовательную деятельность на основании Лицензии А №329808.
Регистрационный номер 1051 от 04.05.2010 года.
Режим работы образовательного учреждения устанавливается Учредителем, исходя из потребности населения в образовательных услугах. Режим работы образовательного учреждения:
Понедельник – пятница с 7.00 до 19.00 часов. Выходные дни – суббота и воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ.
- Прием детей в МБДОУ.
Для муниципальных дошкольных образовательных учреждений при приеме детей в группы необходимы направления городской комиссии по определению детей в дошкольные учреждения, при управлении образования администрации города Невинномысска на основании существующей очереди и Положения о работе комиссии по определению детей в детские сады города Невинномысска.
Прием ребенка в образовательное учреждение осуществляется руководителем МБДОУ на основании направления комиссии, заявления родителей, медицинских документов.
По приказу руководителя ребенок зачисляется в дошкольное учреждение. При приеме заявления администрация образовательного учреждения обязана ознакомиться с документом, удостоверяющим личность заявителя для установления полномочий законного представителя ребенка. Заявление о приеме ребенка в образовательное учреждение хранится в личных делах группы. К нему прилагается копия свидетельства о рождении ребенка, медицинская карта.
При приеме ребенка в образовательное учреждение, после предъявления вышеуказанных документов, между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) либо одним из родителей (законным представителем) в обязательном порядке заключается договор в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Указанный Договор содержит права, обязанности и ответственность образовательного учреждения и родителей (законных представителей ребенка), длительность пребывания, режим посещения.
Оформленный договор регистрируется в журнале регистрации группы.
Воспитанник считается принятым в дошкольное образовательное учреждение с момента подписания договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка.
При приеме ребенка в образовательное учреждение руководитель знакомит родителей (законных представителей) ребенка с Уставом ДОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Длительность пребывания, порядок и режим посещения воспитанником образовательного учреждения должны быть специально оговорены в договоре между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника.
Договор с родителями (законными представителями) воспитанника может быть расторгнут помимо оснований, предусмотренных гражданским законодательством РФ, в следующих случаях:
— по соглашению сторон,
— по заявлению родителей (законных представителей) воспитанника,
— при возникновении медицинских показаний, препятствующих воспитанию и обучению воспитанника в образовательном учреждении.
О расторжении договора родители воспитанника письменно уведомляются заведующим образовательным учреждением не менее, чем за 10 дней до предполагаемого прекращения воспитания, обучения и содержания воспитанника. Уведомление не требуется в случае расторжения договора по заявлению родителя (законного представителя) воспитанника.
Контингент воспитанников образовательного учреждения формируется в соответствии с их возрастом. Количество воспитанников в группах образовательного учреждения определяется исходя из предельной наполняемости согласно СанПина, а также условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм.
В МБДОУ функционирует 11 возрастных групп, учитывающих возрастные особенности психологического и физического развития детей дошкольного возраста.
Для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) – воспитанников старшей и подготовительных групп имеющих нарушения речи (18 человек) — организованы три комбинированные группы.
Всего воспитанников по возрастам, группам |
2011-2012 |
Ранний возраст, всего |
25 |
От 2 до 3 летГруппа № 4 |
25 |
Дошкольный возраст, всего |
202 |
В том числе | |
От 3 до 4 лет, всего |
64 |
Младшая группа № 2Младшая группа № 3Младшая группа № 9 |
21 21 22 |
От 4 до 5 лет, всего |
42 |
Средняя группа № 10Средняя группа № 7 |
20 22 |
От 5 до 6 лет, всего |
42 |
Старшая группа № 11Старшая группа № 5 |
21 21 |
От 6 до 7 лет, всего |
54 |
Подготовительная группа № 6Подготовительная группа № 1Подготовительная группа № 8 |
18 17 19 |
- Структура управления учреждения.
Заведующий МБДОУ № 49 г. Невинномысска – Козырева Ирина Александровна
Контактный телефон – (886554) 3-34-48
Адрес электронной почты: cveto4ek49@list.ru
Адрес сайта учреждения: ds49.nevinsk.ru
Учредитель – Управление образованием администрации города Невинномысска Ставропольского края.
Адрес: 357100, г. Невинномысск, Ставропольский край,
ул. Революционная, 10-А
Отношения между МБДОУ и Учредителем определяются действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми документами органов государственной власти и местного самоуправления г. Невинномысска и Уставом.
Локальные акты, являющиеся неотъемлемой частью Устава, определяют уровень взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса: дети, родители, педагоги. Все локальные акты согласованы с Профсоюзным комитетом МБДОУ и одобрены решением Общего собрания трудового коллектива. Структура и механизм управления дошкольным учреждением определяет его стабильное функционирование
Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» по принципу единоначалия – заведующий МБДОУ и самоуправления – Педагогический совет, Общее собрание работников образовательного учреждения, Родительского комитета.
- Особенности образовательного процесса.
Приоритетными направлениями работы в МБДОУ:
- Физическое воспитание
— сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
— внедрение здоровьесберегающих технологий
— совершенствование двигательных навыков дошкольников,
— воспитание потребности в физическом совершенствовании,
— формирование представлений о здоровом образе жизни.
2. Познавательно-речевое.
— развитие речи и форм речевого общения детей,
— обеспечение работы по подготовке к обучению грамоте,
— развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира,
— формирование сенсорных эталонов, элементарных математических представлений,
— коррекция недостатков в психическом и речевом развитии дошкольников,
— подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Художественно — эстетическое.
— формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие детей средствами искусства,
— приобщение к высокохудожественной литературе,
— развитие художественных способностей детей (музыкальных, художественных, изобразительных).
4. Социально — личностное.
— Формирование навыков общения и социализация в обществе,
— формирование социальной зрелости (усвоение детьми нравственных общечеловеческих, национальных традиций, гражданственности),
— развитие интереса к культурному наследию родного города.
V. Программное обеспечение образовательного процесса.
Коллектив ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями разработал основную образовательную программу. Общеобразовательная программа МБДОУ №49 г. Невинномысска, разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Е.Н., Комаровой Т.С., Васильевой М.А, содержании комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, и комплексной программы «Развитие» под редакцией. О.М. Дьяченко УЦ Л.А. Венгера. А так же содержит комплекс парциальных программ, технологий и методических рекомендаций (из опыта работы дошкольных учреждений Ставропольского края) позволяющих реализовать региональный компонент.
Программа соответствуют Концепции модернизации российского образования и приоритетным направлениям развития образования Ставропольского края.
Линии развития | Образовательные области | Парциальные программы, технологии (основные) |
Физическое развитие | 1 «Физическая культура» | Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации.
М.Д. Маханёва «Воспитание здорового ребенка» М. Б. Зацепина “Культурно-досуговая деятельность”. Программа и методические рекомендации. С.Н. Теплюк « Занятия на прогулке с малышами» Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет **П.П. Болдурчиди «Здоровье» Программа по физической культуре в детском саду. **Т.Н.Таранова, Л.Ф. Сербина, Л.Ф. Грехова «Планета детства» |
2 «Здоровье» | ||
Социально-личностное развитие | 3 «Безопасность» | В.К. Полынова, З.С. Дмитренко программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Н.А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» **Л.В. Горохова программа обучения ПДД «Уроки светофора» **Т.Н.Таранова, Л.Ф. Сербина, Л.Ф. Грехова «Планета детства |
4«Социализация» | Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Программа «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду». **Е.С.Туренская, О.С.Кирилкина «Я в этом удивительном мире» **Р.М. Литвинова Программа социализации личности ребенка-дошкольника в социопространственной среде «Мир, в котором я живу» (сборник «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» часть 2) **Р.М. Литвинова «Региональная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (сборники: «Региональная культура: художники, писатели, композиторы», «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе») **Р.М. Литвинова «Казаки на Старополье» — учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. |
|
5 «Труд» | «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
Т.С. Комарова, Л.В.Куцакова, Павлова Л.Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» Р.С. Буре «Дошкольник и труд. **Е.С.Туренская, О.С.Кирилкина «Я в этом удивительном мире» |
|
Познавательно-речевое развитие | 6 «Познание» | Программа «Развитие» под редакцией. О.М. Дьяченко
**В.Ф. Квасов, Н.А. Самоволова, Л.И. Грехова, Р.В. Жданова «Экологическое образование дошкольников» ** А.Л. Густомясова «Метод проектов в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста» Л.И. Никонова, Е.И. Буханова «Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников в деятельности ДОУ» |
7 «Коммуникация» | Программа «Развитие» под редакцией. О.М. Дьяченко
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. |
|
8 «Чтение художественной литературы» | **Р.М. Литвинова «Региональная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (сборники: «Региональная культура: художники, писатели, композиторы», | |
Художественно-эстетическое развитие | 9 «Художественное творчество» | «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой
Т. Г. Казакова. Развивайте у дошкольников творчество В. Б. Косминская. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей .Л. В. Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду Т. Н. Доронова. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре Н. Б. Халезова. Лепка в детском саду Э. К. Гульянц. Учите детей мастерить Лыкова И.А. «Цветные ладошки» Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. |
10 «Музыка» | «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой
М.Б. Зацепина Музыкальное воспитание в детском саду Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации – (Музыка для дошкольников и младших школьников.) Матяшина А.А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений» О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры Музыка и движение. Ср, ст. и подг группы /сост С.И. Бекина, Т.И Ломова, Е.И. Соковникова Кононова Н.Т. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах |
Дополнительно в МДОУ организована работа кружков по интересам для детей всех возрастных групп:
- «Ладья» — шахматный кружок,
- «Ладушки» — кружок музыкального творчества,
- «Радуга» — кружок экологической направленности,
- «Каля – маля» – кружок изобразительного творчества (рисование),
- «Я и мое тело» — валеологический кружок,
- «Лотос» — хатха – йога кружок физкультурной направленности,
- «Теремок» — театральный кружок
- «Огнеборцы» — кружок по освоению детьми правил пожарной безопасности
А так же дополнительные платные услуги:
- Обучению детей театрализованной деятельности.
- Коррекционная работа с детьми по устранению недостатков в развитии речи.
Сравнительный анализ занятости воспитанников в системе дополнительного образования ДОУ:
№п/п | Название направленности |
2011-2012 |
2012-2013 |
||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||||
кружков |
детей |
кружков |
детей |
||||
Кружковая деятельность |
|||||||
1 | Художественно-эстетическое |
3 |
42 |
19,2 |
3 |
42 |
18,5 |
2 | Культурологическая | ||||||
3 | Эколого-биологическое |
1 |
12 |
5,5 |
1 |
12 |
44,4 |
4 | Туристско-краеведческое | ||||||
5 | Физкультурно-спортивное |
2 |
30 |
13,8 |
2 |
30 |
13,2 |
6 | Научно-техническое | ||||||
7 | Военно-патриотическое |
1 |
12 |
5,5 |
1 |
12 |
44,4 |
8 | Социально-культурологическое | ||||||
9 | Естественнонаучная |
1 |
12 |
5,5 |
1 |
12 |
44,4 |
ИТОГО |
8 |
108 |
49,5 |
8 |
108 |
47,5 |
|
Платные образовательные услуги |
|||||||
1 | Художественно-эстетическое |
1 |
30 |
14 |
1 |
25 |
11 |
2 | Культурологическое | ||||||
3 | Эколого-биологическое | ||||||
4 | Туристско-краеведческое | ||||||
5 | Физкультурно-спортивное | ||||||
6 | Научно-техническое | ||||||
7 | Военно-патриотическое | ||||||
8 | Социально-культурологическое | ||||||
9 | Естественнонаучная | ||||||
ИТОГО |
1 |
30 |
14 |
1 |
25 |
11 |
Воспитательно-образовательная работа в ДОУ строилась на основе анализа предшествующей деятельности всех служб (методической, медицинской, психологической).
В ДОУ разработана программа «Здоровье», которая направлена на осуществление комплексного подхода по охране и укреплению здоровья детей, адаптации детей раннего возраста и организации физического воспитания, и содержит следующие основные направления:
- · Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание педагогического охранительного режима жизнедеятельности детей.
- · Систематизирование работы по выявлению и учёту состояния здоровья и индивидуальных психофизических особенностей детей.
- · Подбор и проведение индивидуальных и комплексных мероприятий с учётом возрастных особенностей детей и региональных возможностей.
- · Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков у детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями всеми средствами физической культуры.
- · Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- ·Создание благоприятной предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды пребывания ребёнка в ДОУ.
- · Формирование у детей осознанного, бережного отношения к своему здоровью.
- Поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Ранние контакты с родителями и детьми, поступившими в детский сад, изучение особенностей нервно-психического развития ребенка, знание педагогами возрастных особенностей и возможностей детей, личностно-ориентированная модель взаимодействия с ними, качественный фильтр, щадящий режим, приближение предметно-развивающей среды к домашней обстановке позволили уменьшить тяжелую степень адаптации и более мягко адаптироваться детям к жизни в детском саду.
Сведения по адаптации детей раннего возраста за 2012-2013учебный год.
№ группы |
Количество детей |
Степень адаптации |
||
легкая |
средняя |
тяжелая |
||
2011-2012 |
44 |
50%-22 чел |
48%-21 чел. |
2%-1 чел |
2012-2013 |
38 |
37%-14 чел. |
53%-20 чел. |
10%-4 чел. |
У четырех детей наблюдался тяжелый уровень адаптации. Причинами плохой адаптации детей послужили следующие причины;
— частая заболеваемость, как следствие — прерванная адаптация послужила фактором удлинения процесса привыкания детей,
— отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков у детей (дети не приучены к горшку, не могут самостоятельно принимать пищу, не отлучены от груди и или от соски и т.д.)
— у детей отсутствует опыт общения с незнакомыми людьми (круг общения ребенка ограничен только ближайшими родными — мамой и бабушкой).
Сотрудниками детского сада был организован и проведен ряд мероприятий направленных на преодоление сложностей адаптации у детей; педагог-психолог подготовила и провела консультативные беседы с родителями о негативных факторах влияющих на процесс адаптации; по организации режима дня для детей в домашних условиях, дала рекомендации по формированию модели общения «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый», «ребенок – дети». Старшая медицинская сестра, так же дала рекомендации по организации и режиму питания, рассказала о профилактических мероприятиях во время адаптационного периода.
По итогам анализа состояния здоровья детей за истекший период выявлено:
-увеличение количества детей относящихся к первой группе здоровья на 7,5% и третьей на 2,1%, и уменьшение количества детей относящихся ко второй на 9,7 %,. Детей относящихся к четвертой и пятой группам здоровья нет.
2011 |
2012 |
|
1 группа здоровья |
15 человек (6,9%) |
32 человека (14,4%), |
2 группа здоровья |
195 человек (89,4%) |
177 человек (79,7%), |
3 группа здоровья |
8 человек (3,7%) |
13 человек (5,8%). |
4 группа здоровья |
нет |
нет |
5 группа здоровья |
нет |
нет |
Так же, сравнительный анализ заболеваемости детей за два года показал, что количество случаев заболеваемости уменьшилось на 59, а заболеваемость на 1000 – на 230,5.
Общая заболеваемость |
Заболеваемость за 2010 – 2011, 2011 – 2012учебный год |
|
количество случаев |
заболеваемость на 1000 |
|
Ясли |
102/ 100 |
2173/ 467,3 |
Сад |
200/ 143 |
1091/668,2 |
Всего |
302/ 243 |
1366/ 1135,5 |
Действенным средством формирования здорового образа жизни и повышения сопротивляемости организма к внешним факторам является разработанная в ДОУ система физкультурно-оздоровительной работы, которая включает в себя утреннюю гимнастику с элементами дыхательной гимнастики, солевое закаливание по рижскому методу, закаливание естественными силами природы, а так же профилактические мероприятия – вакцинация, витаминизация третьего блюда и пр.
Из приведенной выше таблицы видно, что проводимые мероприятия в МБДОУ, позволили снизить показатели заболеваемости детей.
В перспективе планируется продолжать углубленную работу по здоровьесбережению дошкольников всех возрастных групп.
Создание оптимального двигательного режима, увеличение пространства для игр, вовлечение малоподвижных детей в подвижные игры, консультации для родителей по организации двигательного режима дома, система работы по физическому развитию в течение нескольких лет дает стабильно положительный результат, о чем свидетельствуют данные таблицы.
Сводная таблица диагностики физической подготовленности и сформированности физических качеств воспитанников ДОУ
Учебный год |
Уровни (%) |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
2011-2012 |
35 |
60 |
5 |
2012-2013 |
38 |
56 |
6 |
Результаты мониторинга показали, что дети гармонично физически развиваются. Сформированные двигательные умения и навыки положительно влияют на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Дети выполняют упражнения уверенно, мягко, выразительно, без напряжения. В двигательной деятельности успешно проявляют быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Это способствует проявлению самоконтроля и творчеству в двигательной деятельности.
Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – изменение в определении содержания и способов организации педагогического процесса путем реализации основной общеобразовательной программы. Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями, и определяет содержание, организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Реализация программы в течение года проходила по следующему алгоритму:
- анализ педагогической ситуации на начало года (диагностическое обследование детей)
- проектирование результата в соответствии с исходными данными (прогноз)
- анализ исходных средств, пригодных для проверки предположения и достижения исходного результата
- конструирование и реализация педагогического процесса
- оценка полученных данных
- формирование новых задач
Главная задача педагогов – создание атмосферы, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, установлению вместе с ним личностных отношений с миром и перспективы собственного развития, ставя перед ним близкие и далекие задачи «чувствую – передаю – творю». Таким образом, результат своего труда каждый педагог видит в детях, динамика развития детей выросла, что в основном совпало с прогнозом развития по каждому воспитаннику.
Педагогический коллектив ДОУ осуществляет деятельность следующим приоритетным направлениям:
познавательно-речевое направление
художественно-эстетическое направление:
социально-личностное направление:
физкультурно-спортивное направление:
В течение года педагоги ДОУ работали над проблемой построения образовательного процесса в ДОУ в соответствии с комплексно-тематическим принципом. Данная работа продолжится в следующем учебном году. Коллектив приобрел учебно — методические пособия, методическую и художественную литературу, наглядные пособия и др.
Результаты мониторинга показали, что реализация основной образовательной программы и использование интересных методик, технологий педагогами обеспечивает единый процесс развития и воспитания детей, который ведет к самореализации личности и развитию каждого ребенка, к подготовке его к школе, учитывая психологическую адаптацию на современном уровне.
Анализ освоения основной образовательной программы
(по образовательным областям)
2011-2012 |
2012-2013 |
|||||
в |
с |
н |
в |
с |
н |
|
Здоровье |
55 |
42 |
3 |
37 |
56 |
7 |
Физическая культура |
35 |
59 |
6 |
50 |
48 |
2 |
Социализация |
30 |
60 |
10 |
66 |
32 |
2 |
Труд |
39 |
55 |
6 |
45 |
51 |
4 |
Безопасность |
52 |
44 |
4 |
56 |
42 |
2 |
Познание |
45 |
50 |
5 |
48 |
50 |
2 |
Коммуникация |
31 |
61 |
8 |
45 |
53 |
2 |
Чтение художественной литературы |
34 |
61 |
5 |
43 |
51 |
6 |
Художественное творчество |
34 |
62 |
4 |
33 |
62 |
5 |
Музыка |
25 |
65 |
10 |
17 |
73 |
10 |
ИТОГО |
38 |
56 |
6 |
44 |
52 |
4 |
Средневысокий уровень 94% |
Средневысокий уровень 96% |
В ДОУ действуют 3 комбинированные группы (для детей с ОНР) с количеством детей – 18 человек. Вся работа в комбинированных группах строилась на основе Программы компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Туманова Т.В.
Многообразие речевых дефектов и индивидуальных особенностей каждого ребенка требовало дифференцированного подбора приемов работы с каждым ребенком. При составлении индивидуальных планов коррекционной работы и при работе по ним, использовались методические рекомендации различных авторов, выбирался материал наиболее эффективный для данного случая.
Эффективности логопедических занятий, способствовали проводимые логопедом фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия в подготовительной и старшей группах.
Комплексно – тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами способствовал коррекции всех компонентов речи; развитию сенсорных и моторных функций; формированию кинестетической основы артикуляционных движений; развитию мимической мускулатуры; развитию интеллектуальных функций; эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности; формированию черт не закомплексованной личности. В своей работе учитель-логопед Халина С.В. Использовала большое разнообразие методов и приёмов.
Вся логопедическая работа велась в тесном контакте с воспитателями групп. Воспитатели ежедневно проводили пальчиковую и речевую гимнастику, задания по выполнению графических работ на листе в клетку, печатание. Для закрепления подобные задания предлагались домой, закреплялись в свободное от занятий время в группе.
Результаты обследования уровня развития речи детей коррекционных групп 2012-2013 учебный год.
Высокий уровень (%) |
Выше среднего (%) |
Средний уровень (%) |
Ниже среднего (%) |
Низкий уровень (%) |
||||||
показатели |
Нач. года |
Кон. года |
Нач. года |
Кон. года |
Нач. года |
Кон. года |
Нач. года |
Кон. года |
Нач. года |
Кон. года |
Речевая моторика |
0 |
34 |
23 |
26 |
17 |
40 |
34 |
0 |
26 |
0 |
Фонематический слух |
0 |
28 |
6 |
27 |
39 |
45 |
38 |
0 |
17 |
0 |
Слоговая структура |
0 |
39 |
17 |
34 |
40 |
27 |
32 |
0 |
11 |
0 |
Лексика |
0 |
40 |
27 |
43 |
23 |
17 |
33 |
0 |
17 |
0 |
Грамматический строй |
0 |
0 |
0 |
51 |
44 |
44 |
28 |
5 |
28 |
0 |
Звукопроизношение |
0 |
34 |
23 |
23 |
17 |
38 |
38 |
5 |
22 |
0 |
Связная речь |
0 |
6 |
6 |
72 |
38 |
22 |
28 |
0 |
28 |
0 |
Итого |
0 |
26 |
15 |
39 |
31 |
34 |
33 |
1 |
21 |
0 |
Анализ качества коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Сводная таблица итоговых результатов диагностики
Учебный год |
Всего детей с ОВЗ |
Всего детей с ОВЗ, имеющих положительную динамику развития |
Доля воспитанников с ОВЗ, имеющих положительную динамику развития в период нахождения в учреждении |
2011-2012 |
13 |
13 |
100% |
2012-2013 |
18 |
18 |
100% |
В МБДОУ работают специалисты:
— учитель-логопед,
— педагог-психолог,
— врач, медицинская сестра,
— музыкальный руководитель,
— воспитатель ФИЗО,
— воспитатель ИЗО,
— социальный педагог,
— воспитатель хореографии.
В своей деятельности специалисты учреждения стремятся создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями путем реализации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.
Решение этой проблемы начинается со сбора информации об уровне развития и здоровья ребенка на момент поступления в МБДОУ, систематическое наблюдение за его развитием, фиксация достижений и трудностей, разработка рекомендаций педагогам по осуществлению учебно-воспитательного процесса, а родителям — по организации воспитания ребенка в семье.
- Условия осуществления образовательного процесса.
- Обеспечение безопасности МБДОУ.
В МБДОУ разработана и реализуется программа по комплексной безопасности учреждения. Выполнение системы безопасности учреждения контролируется органами муниципального и государственного уровня.
1.1. Противопожарная и антитеррористическая защищенность.
С целью обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности в здании детского образовательного учреждения имеются:
— автоматическая охранно-пожарная сигнализация;
— система оповещения людей о пожаре;
— кнопка экстренного реагирования и вызова полиции;
— первичные средства пожаротушения;
— эвакуационное освещение на путях эвакуации;
— Договор с охранным предприятием «Пересвет».
1.2. Безопасность воспитанников на время образовательного процесса.
Для обеспечения безопасности воспитанников в ДОУ осуществляются следующие мероприятия:
— проводятся инструктажи педагогических работников по охране жизни и здоровья детей;
— проводится обучение коллектива действиям в чрезвычайных ситуациях;
— проводятся учебные тренировки по эвакуации воспитанников и персонала;
— проводятся беседы с воспитанниками о безопасности жизнедеятельности, основы пожаробезопасности, правила поведения на дорогах,
— реализуется план работы по профилактике травматизма;
— в начале учебного года проводятся испытания спортивного оборудования. Составляются акты-допуски на занятия в спортивном зале, музыкальном зале и всех учебных кабинетах;
— ведется ежедневный осмотр территории для исключения травмоопасных ситуаций с воспитанниками. Территория дошкольного учреждения огорожена забором, входы и выходы на территорию детского сада во время прогулок детей и в ночное время закрываются;
— в начале учебного года проводится укрепление всей мебели, во избежание травмоопасных ситуаций.
1.3. Психологическая безопасность воспитанников обеспечивается и гарантируется нормативно-правовыми актами:
— Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка;
— Семейный кодекс РФ, Концепция дошкольного воспитания;
— Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
— Устав МБДОУ;
— Типовое положение о дошкольном образовании и др.
2. Организация предметно-развивающей среды в МБДОУ.
Развивающая среда в МБДОУ № 49 г. Невинномысска выстраивается в соответствии с принципами построения развивающей среды реализуемых программ и соответствием личностно-ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками:
— обеспечивает безопасность и комфорт;
— предоставляет ребенку свободу выбора форм активности,
— инициирует познавательную и творческую активность детей,
— соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка,
— обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ включает в себя следующие аспекты:
— построение собственно предметно-развивающей среды;
— содержательное общение взрослых с детьми, основанное на личностно-ориентированной модели, взаимодействие между педагогом и ребенком;
— научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
В МБДОУ предусмотрено обустройство профилированных средств деятельности детей.
В дошкольном учреждении функционируют дополнительные помещения: ИЗО – студия, музыкальный зал. Также в ДОУ оборудованы помещения для физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы (физкультурный зал, кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда). Имеются медицинский и процедурный кабинет.
В групповых комнатах ДОУ обязательно выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями и принципами построения предметно-развивающей среды. Это речевые центры, центры экологической и опытно-экспериментальной деятельности, центры учебно-познавательной деятельности, уголки патриотизма (краеведение), изоуголки, музыкально-театральные уголки, созданы условия для конструктивных и сюжетно-ролевых игр. ДОУ занимается проектной деятельностью. Все предметы убранства и оборудования в группах и специализированных помещениях преобразованы в гармоничное сочетание стиля и материалов.
Пространство в группах оборудовано в соответствии с психолого-педагогическими, эстетическими и санитарно-гигиеническими требованиями.
При формировании предметно-развивающей среды преследуется основная цель – предоставление детям как можно больших возможностей для разнообразной, активной, инициативной, целенаправленной деятельности.
В реализации программного содержания, способствующего развитию детей, необходимым условием является научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
Состояние медико-социальных условий
Медицинское обслуживание детей МБДОУ строится на основе нормативно-правовых документов:
— Приказа Министерства Образования РФ от 30.06.1993 г. № 186/272 «О совершенствовании детей в ДОУ»;
— санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.1.1249-03-2010 г.,
— письмо МО РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах соучения»,
— методические рекомендации Минздрава и Института Питания АМК. Питание детей в дошкольных учреждениях».
В ДОУ имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности ФС-26-01-001669-12 от 31.05.2012 г. Это позволяет качественно осуществлять медицинское сопровождение каждого ребенка: имеется медицинский кабинет, прививочный кабинет, логопедический кабинет, кабинет психолога. Также осуществляется контроль над здоровьем и физическим развитием воспитанников как медицинским персоналом ДОУ, так и узкими специалистами в городской поликлинике по соглашению о сотрудничестве. Оснащение помещений соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
3. Организация рационального питания детей:
— соблюдение утвержденных наборов продуктов питания,
— 10-дневное меню,
— высокая технологическая и кулинарная обработка продуктов питания и блюд, обеспечивающая их вкусовые достоинства и сохранной исходной пищевой ценности,
— действенность контроля над организацией питания.
Контроль над организацией питания осуществляет администрация ДОУ и сотрудники МБДОУ.
- Кадровый потенциал.
— общее количество работников образовательного учреждения составляет 47 человек.
— общее количество руководящих работников (руководитель и заместители руководителя) образовательного учреждения составляет 2 человека.
— общее количество педагогических работников образовательного учреждения составляет 28 человек, в том числе:
Количество (штатных / совместителей) |
2011-2012 |
2012-2013 |
Старший воспитатель |
1 |
1 |
Воспитателей |
19 |
20 |
Музыкальные руководители |
1/1 |
1/1 |
Социальный педагог |
1 |
1 |
Педагог-психолог |
1 |
1 |
Учителей-логопедов |
1 |
1 |
Учителей-дефектологов |
— |
— |
Педагогов дополнительного образования |
— |
— |
Воспитателей (ИЗО) |
1 |
1 |
Воспитателей (ФИЗО) |
1 |
1 |
Образование руководящих и педагогических работников образовательного учреждения:
Образование |
Кол-во |
% |
Руководящие работники |
||
Высшее |
2 |
7 |
Незаконченное высшее |
— |
— |
Среднее специальное / профессиональное |
— |
— |
Среднее (полное) |
— |
— |
Педагогические работники |
||
Высшее |
9 |
30 |
Незаконченное высшее |
— |
— |
Среднее специальное / профессиональное |
12 |
40 |
Среднее (полное) |
7 |
23 |
Итоги аттестации руководящих и педагогических работников:
Количество |
||||
2011-2012 |
2012-2013 |
|||
Руководящие работники |
||||
Число рук. работников, имеющих высшую категорию | ||||
Число рук. работников, имеющих первую категорию |
1 |
1 |
||
Число рук. работников, имеющих соответствие занимаемой должности |
1 |
1 |
||
Имеют почетные звания | ||||
Педагогические работники |
||||
Число пед. работников, имеющих высшую категорию |
10 |
11 |
||
Число пед. работников, имеющих первую категорию |
3 |
6 |
||
Число пед. работников, имеющих вторую категорию / соответствие занимаемой должности |
2 |
|||
Число пед. работников без категории |
11 |
11 |
Количество аттестованных педагогов в 2012-2013 учебном году:
— на высшую квалификационную категорию-1 педагог;
— на первую квалификационную категорию 2 педагога;
— на соответствие занимаемой должности (педагогов/руководителей) — 0.
№ п/п |
Ф.И.О. педагога |
должность |
Квал. Категория |
1 |
Максумова В.И | Воспитатель | Высшая (подтверждение) |
2 |
Толмачёва О.В. | Воспитатель | Первая |
3 |
Бородина В.В. | Воспитатель | Первая |
ИТОГО: |
-запланирована аттестация трех сотрудников.
-прошли аттестацию на заявленную квалификационную категорию 100% запланированных педагогов.
В соответствии с «Законом об образовании» все педагоги (100%) проходят курсы повышения квалификации каждые пять лет.
Учатся в высших учебных заведениях по специальности «Дошкольная педагогика и психология» — 6 человек.
- Массово-методическая работа в 2012 — 2013 учебном году.
Педагоги ДОУ постоянно повышают свои теоретические знания и практические умения через самообразование, курсы повышения квалификации в СКИПКРО, посещение методических объединений города, сотрудничество с педагогами начальной школы № 1, инспектором ГИБДД г. Невинномысска, сотрудниками Библиотеки семейного чтения и Краеведческого городского музея.
В течение учебного года из предложенных городских методических объединений, педагоги МБДОУ (в количестве 21 чел.) активно и систематически (по плану) посещали следующие городские методические объединения:
№ п/п |
Тема м/о |
Ф.И.О. руководителя |
Ф.И.О. педагогов |
1 |
Развитие музыкально-художественной деятельности дошкольника |
Степанова Е.П. муз. рук. МБДОУ № 154 |
Лопаточкина О.В. |
3 |
Воспитание и развитие детей раннего возраста |
Киреева И.Н. Зам. Зав МБДОУ № 40 |
Гавриленко М.В. Чумачкова А.А. Толмачева О.В. |
4 |
Компетентность родителей в воспитании ребенка дошкольного возраста |
Бобина Е.М. Зав. МБДОУ № 22 |
Мельникова Т.Н. Ерёмина М.Ю. |
5 |
Формирование социальной компетентности у дошкольников через игровую деятельность (для воспитателей мл, ср., и подг. групп) |
Рождественская А.И. Ст. воспитатель МБДОУ № 49 |
Купчишина Л.М. Липаткина Е.И. |
6 |
Региональная культура как средство формирования духовно-нравственного воспитания |
Евдокимова А.Б. Зам. Зав. МБДОУ № 50 |
Сергеева М.А. Игнатенко В.В. Пирогова Н.Н. |
7 |
Организация физического воспитания в детском саду |
Середа И.Г. Воспитатель по ФИЗО МБДОУ № 50 |
Сердечная Г.Г. |
8 |
Школа молодого специалиста (воспитателя) |
Гайворонская А.В. Зам. Зав. МБДОУ № 10 |
Смолий А.В. Донцова Н.А. |
9 |
Формирование коммуникативных способностей дошкольников |
Симонова Е.П. Зам. Зав. МБДОУ № 41 |
Жирнова О.В. Максумова В.И. |
10 |
Содержание коррекционной работы в ДОУ (воспитатели) |
Агаркова С.В. Зам. Зав. МБДОУ №34 |
|
11 |
Содержание коррекционной работы в ДОУ (учитель-логопед, дефектолог) |
Каменева С.В. Учитель-логопед МБДОУ № 27 |
Халина С.В. |
12 |
Развитие познавательных интересов и интеллектуального развития у дошкольников (воспитатели) |
Савина Ю.В. Зам. Зав. МБДОУ №27 |
Смирнова Л.Н. |
13 |
Развитие художественного творчества дошкольников |
Алипенко Н.В. Зам. Зав. МБДОУ № 24 |
Сидорченко Н.И. |
14 |
Формирование нравственных норм у детей дошкольного возраста |
Коклина В.А. Зав. МБДОУ № 4 |
Барабанова Т.Н. Козина Ю.А. |
Информационно-цифровой отчёт о результатах и достижениях участия детей в мероприятиях.
В течение всего учебного года воспитанники и сотрудники МБДОУ принимали активное участие в городских мероприятиях, организуемых отделом дошкольного образования Управления образования администрации города Невинномысска Ставропольского края и другими организациями:
№п/п |
ФИО руководителя |
Мероприятие, Дата (срок) |
Направление |
Результат |
|
Муниципальный уровень |
|||||
1 |
Сидорченко Наталья Ивановна |
Городской конкурс детского творчества «Мир глазами ребенка» |
Художественно-эстетическое |
Воспитанники подготовительной группы № 1, Олифирова Арина, Сухова Арина принимали участие в отборочных турах в номинации «Рисунок» | |
2 |
Смирнова Любовь Николаевна |
Городские соревнования по шахматам среди воспитанников ДОУ «Волшебная ладья» |
Физкультурно-спортивное |
Команда из 8 воспитанников старшей группы № 8 под руководством педагога Смирновой Л.Н. заняла второе место в общекомандном зачете. | |
3 |
Сердечная Галина Григорьевна |
Городская олимпиада по подвижным играм для дошкольников |
Физкультурно-спортивное |
Сборная команда воспитанников (15детей) детского сада, под руководством воспитателя по ФИЗО Сердечной Г.Г. заняла второе место | |
4 |
Сидорченко Наталья Ивановна |
Конкурс рисунков в БСЧ к Международному дню семей «Я+Я+Я+Я=дружная семья» |
Художественно-эстетическое |
Воспитанница подготовительной группы №1 Руденко Дарья заняла 1 место. | |
5 |
Тишина Светлана Сергеевна
|
Выпуск городской телепередачи «Островки детства» |
Социально-личностное |
Воспитанники (17 чел.) детского сада принимали участие в съёмках телепередачи «Островки детства» на тему «Большие права маленьких людей». | |
6 |
Лопаточкина Ольга Владимировна |
Городской конкурс юных талантов«Дошкольная радуга» |
Художественно-эстетическое |
Коллектив воспитанниц (8чел.) МБДОУ – финалисты и участники гала-концерта. | |
7 |
Тишина Светлана Сергеевна |
Краевой конкурс «Зелёный огонёк» | По итогам городского этапа краевого конкурса МБДОУ присвоено 2 место | ||
Региональный уровень |
|||||
8 |
— |
— |
— |
— |
|
Всероссийский уровень |
|||||
9 |
— |
— |
— |
— |
|
- Финансовые ресурсы.
Эффективность проводимого в учреждении педагогического процесса в отчетном году повысилась за счет рационального использования бюджетных средств.
В 2013 году материально-техническая база учреждения была укреплена за счет проведения следующих мероприятий:
— замена дверных блоков,
— ремонт раздевалки группы № 2,
— ремонт туалетной комнаты группы № 3.
— ремонт групповой комнаты группы № 3,
— ремонт процедурного кабинета МБДОУ.
В настоящее время в учреждении функционирует 9 общеразвивающих групп, 2 комбинированные группы (речевое недоразвитие).
В 2012 году объем выделенных ассигнований по учреждению составил 12820610,00
Бюджетные средства – 536504,00
Субсидии – 248108,00
Родительская плата – 1518750,00
Расходы учреждения за отчётный период составили:
Бюджетные средства – 6943901,49
Субсидии – 130236,49
Родительская плата – 703755,61
Таким образом, детский сад стабильно функционирует, выполняя социальный заказ родителей и общественности.
- Заключение
Перспективы и планы развития:
МБДОУ № 49 города Невинномысска функционирует в режиме постоянного развития, успешно реализуя намеченные цели и задачи.
В последнее время педагогами и специалистами МБДОУ наблюдаются затруднения родителей в общении со своими детьми. Отмечается, что многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников. Не редко, родители, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом не придается значения переживаниям детей, считая их беспредметными, немотивированными. Правовая и педагогическая культура родителей находится на низком уровне. В данной ситуации появилась необходимость в систематической и целенаправленной работе вначале с сотрудниками детского сада, а затем с родителями и детьми. Таким образом, в 2012-2013 учебном году, осуществлялась работа по формированию правовой компетентности, педагогов, детей и родителей. Выбранная тема оказалась интересна не только педагогам, но и детям. Они активно включались в споры, дискуссии, используя полученный опыт. Дети смогли привлечь к данной теме и родителей. Поэтому считаем необходимым продолжать работу по повышению правовой компетентности родителей.
В период внедрения и апробации основной общеобразовательной программы МБДОУ педагогический коллектив испытывает некоторые трудности в области реализации регионального компонента; материально-техническая база учреждения недостаточно оснащена методическими материалами и пособиями для реализации данного направления работы, предметно развивающая среда в группах так же требует продолжения работы по обновлению и пополнению, воспитатели испытывают трудности в системе планирования непосредственно организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Поэтому считаем необходимым в следующем учебном году продолжить работу по созданию условий для реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы МБДОУ.
На основании выше изложенного в МБДОУ на 2013-2014 учебный год взяты следующие годовые задачи:
- Совершенствовать в ДОУ работу по патриотическому воспитанию посредством знакомства дошкольников с историей и культурой малой родины и развития у детей основ семейной и гражданской принадлежности.
- Повысить уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста. Разработать и использовать эффективные средства сенсорного воспитания в детском саду.